Трудовое право

Штатное расписание: соблюдаем квоты

Недавно столичный мэр предложил по-новому подойти к трудоустройству инвалидов. Фирма, штат которой превышает 30 сотрудников, должна будет предоставить рабочее место хотя бы одному человеку с ограниченными физическими возможностями.

Недавно столичный мэр предложил по-новому подойти к трудоустройству инвалидов. Фирма, штат которой превышает 30 сотрудников, должна будет предоставить рабочее место хотя бы одному человеку с ограниченными физическими возможностями.

Елена Березина

Полная неразбериха

Юрий Лужков заодно предложил разработать закон о квотировании рабочих мест для инвалидов и создать специальный фонд, в который будут отчислять деньги предприятия, не захотевшие принять в качестве работников инвалидов. Но пока это лишь в планах столичного градоначальника. Осуществятся ли они, покажет время. А какие обязанности у предприятий сегодня? Они должны принимать на работу граждан с физически ограниченными возможностями (закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90). В этом законе указан размер квоты и порядок оформления таких сотрудников. Но не все так просто. На сегодняшний день остается открытым вопрос, какую ответственность несет предприятие, не трудоустроившее инвалидов.

До 1 января 2005 года работодатели обязаны были вносить ежемесячную плату в бюджеты субъектов за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае невыполнения или невозможности ее выполнения, рассказывает партнер Группы компаний «Лига» Александр Дегтярев:

– Размер и порядок перечисления фирмами платежа определяли местные власти.

С 1 января 2005 года это положение утратило силу (п. 20 ст. 63 закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ). То есть обязанность внесения работодателями ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты уже не действует.

Судебная практика идет по аналогичному пути, отмечает Александр Дегтярев. Верховный Суд признал часть 3 статьи 2 закона г. Москвы № 90 недействующей как противоречащую закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (определение ВС от 10 августа 2005 г. № 5-Г05-45).

Судьи сочли, что слова «либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы» противоречат общему законодательству. Поскольку закон № 181-ФЗ, регулирующий эту сферу, такой обязанности не предусматривает. Ведь законы и нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным (п. 5 ст. 76 Конституции). В случае противоречия между ними действует федеральный закон. Впрочем, возможно, и главенствующее законодательство будет изменено.

Пока Юрий Лужков ратует за разработку закона о квотировании, депутаты Госдумы не сидят сложа руки. Не исключено, что принимать на работу определенный процент инвалидов обяжут фирмы численностью более 50 человек. Соответствующий законопроект уже одобрил Комитет Госдумы по труду и социальной политике. Правда, Мосгордума направила отрицательный отзыв на проект. По мнению столичных законодателей, изменения негативно скажутся на уже сложившейся в городе системе квотирования рабочих мест и значительно сократят категории граждан, которым предоставлены дополнительные гарантии при трудоустройстве.

Рабочая обстановка

Так как же сегодня предприятия должны работать с инвалидами? Этот вопрос регулирует федеральное законодательство (п. 2 ст. 13 закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Сейчас для организаций, среднесписочная численность персонала которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к штату работников. Но не менее 2-х и не более 4 процентов. Это указано в части 1 статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с текстом документа можно ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Кстати, общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования, указывает Александр Дегтярев. Сегодня, по данным органов социальной защиты населения, в Москве проживает 1,2 млн инвалидов, из которых трудоспособны 187 тысяч человек. В рамках установленных квот на предприятиях города в 2004 году трудилось 38 тысяч инвалидов, в 2005-м – 33 тысячи, а в 2006 году – 32 тысячи человек. По мнению заместителя председателя столичного Комитета общественных связей Владимира Романова, главная проблема реализации закона № 90 – то, что он, к сожалению, соблюдается далеко не всеми организациями:

– В частности, существенно препятствует реализации закона признание его частично не действующим по решению судебных органов. Несмотря на то что законом № 90 впервые предусмотрена административная ответственность работодателей в виде штрафов за невыполнение квоты для приема на работу инвалидов, введение в действие этой нормы сдерживается тем, что судебным решением внесение работодателями обязательной платы за невыполнение условий квотирования отменено.

Любопытно, что трехсторонние соглашения на 2006-й и 2007 годы между правительством Москвы, столичными объединениями профсоюзов, промышленников и предпринимателей для сохранения в городе системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов предусматривают, что работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования компенсационную стоимость рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в городе. Сегодня он равен 5789 рублям (постановление правительства Москвы от 6 марта 2007 г. № 413-ПП).

Без вины виноватые

Несмотря на то что трудоустройство инвалидов, как получается, – дело добровольное, тем не менее, граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут за это ответственность (ст. 32 закона № 181-ФЗ). В частности, отказ работодателя принять на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей (п. 1 ст. 5.42 КоАП), поясняет Александр Дегтярев:

– Кроме того, в статье 16 Трудового кодекса указано, что трудовые отношения возникают на основании договора в результате направления на работу уполномоченными, в соответствии с федеральным законом, органами в счет установленной квоты. В свою очередь, за нарушение законодательства об охране труда должностных лиц оштрафуют в размере от 500 до 5000 рублей; индивидуальный предприниматель может лишиться такой же суммы или его деятельность приостановят на срок до 90 суток. Фирме грозит аналогичное наказание либо штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (ст. 5.27 КоАП).

Самое неприятное, что закон № 181-ФЗ не предусматривает альтернативы между выполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов и внесением обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты, подчеркивает юрист:

– Работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Будьте внимательны при чтении комментариев к законодательству. Помните, что при разрешении споров необходимо ссылаться непосредственно на первоисточник, то есть на нормативно-правовые акты.

Итак, фирмы в месячный срок после госрегистрации встают на учет в Центре квотирования рабочих мест, кроме организаций, ранее зарегистрированных в Фонде занятости населения г. Москвы (постановление правительства Москвы от 4 марта 2003 г. № 125-ПП). Чтобы встать на учет, нужно предъявить копию свидетельства о госрегистрации, копию устава, копию свидетельства о постановке на учет в ИФНС, информационное письмо органов статистики об учете в ЕГРПО, данные о среднесписочной численности работников на день установления квот. При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Рассчитать, сколько должно быть на фирме инвалидов, довольно просто. Работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности, при этом округление производится в сторону уменьшения до целого значения (ст. 3 закона № 90). Размер квоты работодатель рассчитывает самостоятельно.

Выполненной квотой считается трудоустройство граждан, факт которого подтверждает заключение между работодателем и инвалидом трудового договора, период работы по которому в текущем месяце составил не менее 15 календарных дней. Кстати, в счет установленной квоты можно трудоустраивать не только инвалидов, но и молодежь в возрасте до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, должно составлять не менее 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Интересно, что фирмы, решив взять на работу инвалида, могут сами обратиться в фонд, где им выдадут средства на оборудование его рабочего места (приложение 1 к постановлению правительства Москвы от 4 марта 2003 г. № 125-ПП). Необходимые разъяснения можно получить на сайте www.kwota.ru.

В Подмосковье действуют такие же правила, как и в столице, за исключением того, что квота установлена в размере 3 процентов для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек (ст. 3 закона Московской области от 20 сентября 1999 г. № 63/99-ОЗ).

За нарушение законодательства об охране труда должностных лиц оштрафуют в размере от 500 до 5000 руб.

Фирме грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ КВОТИРОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ЦАО Шелепихинское ш., д. 17, корп. 1;
тел.: 707-23-32, 707-24-93
ЮЗАО ул. Б. Черемушкинская, д. 2, корп. 5;
тел. 779-77-67
ЮАО ул. Ленинская Слобода, д. 4;
тел.: 675-73-33, 675-70-05
ЗАО Аминьевское ш., 16;
тел. 735-26-46
ЮВАО Волгоградский пр-т, д. 130, корп. 3;
тел. 378-00-32
ВАО ул. Атарбекова, д. 4а;
тел. 963-53-34
ЗелАО г. Зеленоград, корп. 856;
тел. 530-99-65
СЗАО ул. Мещерякова, д. 9;
тел. 490-31-30
САО ул. Селигерская, д. 14;
тел. 488-35-59
СВАО ул. Енисейская, д. 28, корп. 2;
тел. 185-03-00

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

КИК

Финансовая отчетность КИК за 2023 финансовый год

📌 В связи с приближением нового отчетного периода по КИК собрали основные положения, связанные с финансовой отчетностью за 2023 финансовый год к Уведомлению о КИК за 2024 год, которые нужно будет представить в налоговый орган до 30 апреля 2025 года.

Начать дискуссию