Начиная одну из недавних практических конференций, представители МНС заявили, что время поблажек для должников бюджета прошло – теперь им придется несладко. Но собравшихся бухгалтеров больше интересовали действия налоговиков в обратной ситуации – когда бюджет должен налогоплательщику.
Заявление о намерениях
Прежде всего заместитель руководителя Управления налоговой задолженности МНС Людмила Андрейчева решила расставить все точки над «и»:
– Сейчас и в правительстве, и в МНС настроены на то, что поблажек налоговым должникам больше не будет. Этапы лояльного отношения, игр в то, что мы такие добрые, прошли. Как только исчерпаны правовые методы урегулирования задолженности, мы сразу начинаем принудительное взыскание недоимки и пеней (за счет денег на банковских счетах и прочего имущества). Помните, что, получая от нас требование об уплате налога, вы приобретаете последний шанс добровольно его заплатить.
Покончив с этими «программными» заявлениями, которые собравшиеся выслушали довольно бесстрастно (российского бухгалтера ничем не напугаешь), представители МНС перешли к практическим вопросам, а именно к трудностям зачета и возврата из бюджета переплаты по налогам. Зал оживился.
Налоговики вернут авансы
– У нас за I квартал была прибыль, а по итогам полугодия в налоговом учете получился убыток. Мы захотели вернуть из бюджета авансовый платеж по налогу на прибыль, перечисленный за I квартал, а инспекция отказала. Там утверждают, что вернут только переплату по итогам года, когда будет посчитан налог за налоговый период. И что нам было делать? Идти в суд? Но пока наше дело прошло бы все инстанции, год бы и так закончился. Почему мы не можем сразу получить свои деньги из бюджета? – негодовал один из посетителей конференции.
– Этот вопрос скоро будет решен, – пообещал начальник отдела методологии зачетов и возвратов в налоговом ведомстве Николай Галимов. – В ближайшее время появится письмо МНС с указанием инспекциям возвращать или зачитывать переплату по налогу на прибыль, которая возникает «внутри» года.
Свести к нулю
В самом МНС, если верить Николаю Галимову, основные трудности видят в проведении зачетов и возвратов при всевозможных реорганизациях фирм и ликвидации ими своих структурных подразделений. Такие тонкости в Налоговом кодексе не прописаны, поэтому в МНС решили разъяснить их самостоятельно и сейчас готовят большое письмо на эту тему. О его содержании чиновник умолчал, а пока оно не появилось, дал один совет.
– Часто бывает, что головная фирма, которая находится в одной области (предположим, Московской), решает закрыть свой филиал в другой (например, Смоленской). Бухгалтер филиала проводит в инспекции сверку расчетов по налогам, в ходе которой обнаруживается переплата в бюджет Смоленской области. Получив акт сверки, руководство фирмы успокаивается и закрывает филиал. А переплату потом пытается вернуть Московской области. И начинаются проблемы, ведь один бюджет должен передать деньги другому, инспекция в Московской области должна связаться с инспекцией в Смоленской и получить от нее касающиеся закрытого филиала документы за последние три года. Это занимает много времени, в течение которого деньги фирмы оказываются замороженными. Поэтому перед тем, как закрыть филиал, всегда старайтесь вывести его расчеты с бюджетом на ноль, – заключил Николай Галимов.
Последовать этому совету стоит и при присоединениях одной фирмы к другой или их слиянии. Например, припомнил чиновник, у одного завода были проблемы с возмещением экспортного НДС – из-за того, что, пока инспекция рассматривала его заявление о возврате налога, он успел присоединиться к другой компании. Понятно, что именно она стала обладать правом на получение НДС, но дополнительные разбирательства отняли время, в течение которого деньги благополучно оставались в бюджете.
Попал в точку
– А вообще, – неосмотрительно посоветовал Николай Галимов, – чтобы инспекция быстрее принимала решение о зачете или возврате, нужно чаще проводить с ней сверки.
Дальше чиновнику пришлось несладко. Все-таки очень далеки сотрудники министерства от реалий жизни.
– А вы сами попробуйте сделать сверку в налоговой! – накинулись на него хором чуть ли не все бухгалтеры, которых в зале было несколько сотен. – Инспекторы просто отказываются ее проводить или отводят на нее один день в месяц для целого города!
– А нам в инспекциях говорят, что это налогоплательщики не могут принести необходимые для сверки документы, – оправдывался ошеломленный налоговик.
Но его не слушали.
– Введите обязательные сверки! – чуть ли не скандировали в зале.
– Так они же предусмотрены – в приказе МНС от 5 августа 2002 г. (№ БГ-3-10/411 – прим. ред.), – недоумевал Николай Галимов.
– Этот приказ не действует! – ответили ему из зала.
– Может быть, он не исполняется, – вмешалась Людмила Андрейчева из Управления налоговой задолженности МНС. – Но он действует.
– А сейчас мы готовим большой приказ о зачетах и возвратах, – подхватил Николай Галимов, – он обяжет инспекции при обнаружении переплаты письменно сообщать о ней налогоплательщику с приложением акта сверки. А если инспектор отказывается ее проводить, то напишите нам письмо об этом. И не думайте, что мы не все ваши жалобы разбираем. На самом деле ни одна из них не остается нерассмотренной – на их основе мы формируем план тематических проверок наших инспекций и управлений и в результате наказываем виноватых.
Приманка
Но приглашение жаловаться бухгалтеров не успокоило. Ведь даже тех, кому удалось добиться сверки, ждут новые проблемы.
– Нам в инспекции не выдают распечатку карточки лицевого счета. Мы провели с ними сверку и считаем, что в данных счета есть ошибки. В инспекции их искать отказываются, и мы готовы найти их сами, но распечатку нам не дают. Говорят, что на этот счет есть внутренний приказ. Он и правда есть? – попыталась выяснить одна из слушательниц.
Наличие приказа Николай Галимов не подтвердил и не опроверг, лишь сослался на то, что карточка лицевого счета – это документ внутреннего учета налоговиков и давать ее распечатку инспекции никому не обязаны. Но о причине отказов проговорился:
– А если инспектор не успел в карточке все ваши платежи разнести, а вы этой распечаткой начнете везде размахивать?
Такое, заметим, случается сплошь и рядом. В карточке лицевого счета вполне может не оказаться данных из деклараций квартальной или даже полугодовой давности. И скорее всего именно поэтому инспекторы отказываются проводить сверки. Легкую жизнь Николай Галимов пообещал лишь тем, кто сдает отчетность в электронной форме:
– У таких налогоплательщиков скоро будет прямой доступ к карточке лицевого счета по закрытым каналам связи.
Такой стимул нашли в налоговом ведомстве для тех, кто не спешит присоединиться к развернутой им кампании по переходу на «электронные» взаимоотношения с налоговиками.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала организаторов итоговой практической конференции «Бухгалтерский учет и налогообложение в России» – Международный центр финансово-экономического развития.
Наталия ЗАЙЦЕВА, «Расчёт»
Начать дискуссию