Светенко И.П., налоговый консультант
Претензии проверяющих к документальному оформлению консультационных услуг далеко не редкость. Ведь в рамках подобных договоров многие фирмы искусственно завышают свои затраты. Спорам по этому вопросу посвящена значительная часть арбитражной практики. Поговорим о том, как правильно документально подтвердить консультационные услуги, чтобы не вызвать недовольства со стороны инспекторов.
Информации много не бывает
Чаще всего непригодными для подтверждения консультационных услуг становятся так называемые «обезличенные» документы. То есть бумаги, в которых не уточняется, к примеру, какая именно услуга была оказана и зачем она необходима фирме. Налоговые инспекторы нередко придираются именно к содержанию «первички», а судьи в свою очередь их поддерживают. Рассмотрим, какую информацию желательно раскрывать в документах на услуги.
Итак, договор. В нем необходимо четко сформулировать характер услуги. Ограничиваться фразой «консультационная услуга» ни в коем случае нельзя. Название должно раскрывать сущность услуги. Например, «консультационные услуги по вопросам защиты интересов заказчика в суде». Или: «абонементное консультационное обслуживание по вопросам налогового учета».
Также в контракте уточняют обязанности консультанта. Допустим, «участие исполнителя в переговорах о досудебном урегулировании спорных вопросов», «устное консультирование заказчика по его месту нахождения» и т. д.
Особое внимание в договоре должно быть уделено расчету стоимости оказанной услуги. Здесь рекомендуется указать способ исчисления стоимости консультации со ссылкой на прейскурант или тарифную ставку консультанта.
Одним из главных первичных документов, подтверждающим факт оказания услуги, является акт приемки-передачи. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому ее разрабатывают самостоятельно. Естественно, что в «неунифицированном» акте должны быть указаны все обязательные реквизиты, прописанные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете*. Как правило, в акте приемки-передачи предмет договора указывается обобщенно, без его подробной расшифровки. Поэтому лучше всего такой акт дополнить письменным отчетом о проделанной работе, подписанным обеими сторонами.
В акте или отчете обязательно должна быть указала конкретная информация о проведенных консультациях, предоставленных рекомендациях и выполненных работах, а также приведен расчет стоимости оказанных услуг. При отсутствии таких данных в акте (отчете) убедить судей в необходимости и самом факте оказания консультационных услуг вряд ли удастся (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2006 № А19-39593/05-51-Ф02-2541/06-С1, Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 № Ф08-6727/2006-2482А).
Также в акте рекомендуется указывать объем оказанных услуг (например, в часах) и тарифную ставку. Это избавит фирму от лишних вопросов со стороны инспекторов. Причем стоит сказать, что суд в данном случае показатель объема трудозатрат исполнителя обязательным реквизитом не считает. Такое решение содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.04.2006 № Ф04-2117/2006(21664-А27-3).
Когда «первички» недостаточно
Нередко для того, чтобы включить в затраты консультационные услуги, иметь только договоры, акты приема-передачи и счета-фактуры недостаточно. Компания должна подтвердить такие услуги еще и дополнительными документами. Например, приказами, распоряжениями, аналитическими отчетами, служебными записками. Эти бумаги доказывают получение компанией дополнительных экономических выгод от оказанных услуг. Такой вывод следует из постановлений ФАС Центрального округа от 19.05.2005 № А23-2111/04А-5-168, Северо-Западного округа от 22.09.2005 № А13-16254/2004-15.
Правда, дополнительные документы проверяющие требуют далеко не всегда. Часто можно обойтись и без них. Например, если оказание консультационных услуг подтверждено актом приема-передачи и отчетом о проделанной работе, которые свидетельствуют о производственной направленности этих затрат. В таком случае суд скорее всего признает расходы на консультационные услуги обоснованными (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2005 № А19-29167/05-15-Ф02-2104/05-С1).
* Закон от 21.11.96 № 129-ФЗ.
Начать дискуссию