Бухгалтерия

Обратный денежный путь

Нередко после сдачи отчетности за квартал организация обнаруживает факт переплаты по авансовым платежам. После внесения изменений в Налоговый кодекс, вступивших в силу с 1 января 2007 года, получить эти средства обратно стало проще.

Нередко после сдачи отчетности за квартал организация обнаруживает факт переплаты по авансовым платежам. После внесения изменений в Налоговый кодекс, вступивших в силу с 1 января 2007 года, получить эти средства обратно стало проще.

Валерия Корбут

Новые правила

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных и взысканных сумм регулируют статьи 78 и 79 Налогового кодекса. Напомним об основных изменениях, которые вступили в силу с нынешнего года. Расширен перечень видов платежей, подлежащих зачету. Организации теперь могут перераспределять в счет уплаты задолженности не только суммы излишне перечисленных налогов, сборов и пеней, но также авансовых платежей и штрафов (п. 14 ст. 78 НК). В то же время и контролеры получили право без заявления компании, самостоятельно направлять «лишние» налоговые деньги для погашения долгов по недоимке, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК). Что касается предстоящих расходов по налогам, то только сама компания может решать, закрывать их или нет сегодняшней переплатой. Фирме необязательно ждать, когда контролеры обратят на нее внимание, она сама может выступить с инициативой проведения сверки расчетов (п. 3 ст. 78 НК).

Чтобы получить назад свои деньги, фирма должна отправить в инспекцию заявление. В течение 10 дней ИФНС выносит решение о возврате средств и направляет поручение в Федеральное казначейство.

Поставим инспекцию «на счетчик»

Время, отведенное законодателем на возврат сумм, осталось прежним — 1 месяц со дня получения налоговиками заявления предприятия.

С 1 января 2007 года изменилась точка отсчета времени, отведенного на возврат излишне уплаченного налога. Сейчас этот срок начинается с момента подачи фирмой заявления. С данными положениями Налогового кодекса спорить трудно, однако иногда инспекции в подтверждение своей позиции представляют совершенно неожиданные доводы. В качестве примера можно привести дело от 29 января 2007 г. № КА-А41/13878-06, рассмотренное ФАС Московского округа. У одного предприятия имелась переплата авансов по налогу на прибыль. Фирма отправила заявление в ИФНС, но в течение месяца суммы не были возвращены. Свое бездействие инспекторы объяснили тем, что организация имела право подать заявление только по окончании налогового периода. Судьи указали, что в законодательстве ничего не говорится о таких ограничениях.

Если за месяц «лишние» деньги фирме не были возвращены, то начинают «капать» проценты, рассчитанные по ставке рефинансирования Центробанка. Их начисление не зависит от даты вступления в силу решения суда (постановление ФАС Московского округа от 11 января 2007 г. № КА-А40/13109-06).

Срок исковой давности по зачету (возврату) излишне уплаченных налогов составляет 3 года (ст. 79 НК). В течение этого времени предприятие вправе подать заявление в суд. Считается, что фирме стало точно известно о переплате, если была произведена сверка с внебюджетным фондом (или инспекцией) и этот факт отражен в акте. В таком случае 3 года отсчитывают от ближайшей даты акта сверки, следующей за днем излишней уплаты налога (постановление Президиума ВАС от 23 августа 2005 г. № 5735/05).

Но бывают и более сложные ситуации. Так, общество с 2003-го по 2005 год неправильно применяло ставку по земельному налогу, в результате чего возникла переплата. Деньги фирма перечисляла равными порциями. Арбитры указали на то, что в этом случае срок нужно исчислять со дня каждого платежа (постановление ФАС Московского округа от 22 января 2007 г. № КА-А41/13388-06).

Добровольно или принудительно?

Наиболее частой причиной конфликтов между организациями и инспекциями по поводу возврата сумм является следующая: какие из них считать излишне уплаченными, а какие — взысканными? Это довольно важный момент. Дело в том, что если деньги перечислены фирмой добровольно, то вернуть их нужно в таком же размере. А когда средства отданы по требованию контролеров (в виде незаконных штрафов, пеней и доначисленных налогов), то придется на них еще и насчитать проценты. Конечно, ИФНС в судах стараются доказать, что большинство сумм предприятия уплачивают самостоятельно и без какого-либо нажима со стороны инспекций.

Например, одна организация по итогам выездной проверки была привлечена к ответственности. Впоследствии суд решил, что налог был доначислен необоснованно. Фирма обратилась в ИФНС, и сумма была возвращена, но без процентов. Инспекторы заявили, что налог был уплачен добровольно. Однако судьи поддержали компанию, подтвердив свою позицию постановлением Президиума ВАС от 29 марта 2005 г. № 13592/04, в котором говорится о том, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера. Значит, возвращать налоги нужно с процентами (постановление ФАС Московского округа от 25 января 2007 г. № КА-А40/13772-06).

Возвратом излишне уплаченных и взысканных сумм занимаются инспекции. Это касается и средств, перечисленных в качестве госпошлины. Рассматривая дело от 17 января 2007 г. № КА-А40/13419-06, ФАС Московского округа не принял довод контролеров, что раз ИФНС не является администратором поступлений госпошлины, значит, и возвращать ее не должна.

Совершить все необходимые действия обязана та ИФНС, куда заявитель изначально представил документы, необходимые для зачета (возврата) денег (постановление ФАС Московского округа от 11 января 2007 г. № КА-А40/13109-06).

комментарий

Налоговый адвокат ООО «Адвоконсалт» Евгений Храмцов:

— Не стоит забывать, что, по закону, ИФНС обязана сообщить фирме о переплате налога в течение месяца со дня обнаружения этого факта. Согласно Налоговому кодексу, «лишняя» сумма подлежит зачету в счет предстоящих платежей предприятия по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату организации. Чтобы зачет состоялся, компания должна написать заявление, на основании которого инспекция в течение 5 дней выносит решение. Сумма идет в тот же бюджет, куда были перечислены излишки. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении, о зачете сумм не позднее 2 недель со дня подачи заявления. Кроме того, не следует забывать, что ИФНС вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

В арбитражной практике было достаточно много случаев, когда суды обязывали налоговые органы принять решение о возврате и зачете суммы излишне уплаченного налога, а также взыскивали проценты за пользование чужими денежными средствами в случае, если инспекция нарушала сроки возврата.

Например, одна компания обратилась в суд с заявлением к ИФНС и Пенсионному фонду о требовании принять решение о возврате и зачете излишне уплаченных страховых взносов, а также о взыскании процентов. Суду был представлен акт сверки по взносам на ОПС между страхователем и фондом, подтверждающим переплату, а также акт сверки фирмы с инспекцией. Суд в данном случае поддержал компанию и указал, что нужно вернуть ей излишне уплаченные суммы с процентами (постановление ФАС Московского округа от 4 октября 2006 г. № КА-А40/8864-06).

Таким образом, предприятие может в судебном порядке отстоять свое право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени, а также взыскать проценты в случае, если инспекция пропустит срок возврата денег. Для этого необходимо доказать в суде сам факт переплаты, а также представить точный расчет суммы переплаты и процентов.

Начать дискуссию