Налоговые проверки

Зоркий взгляд во благо «общества»

Помимо госорганов деятельность предпринимателей могут проверить и общественные организации. В их полномочия входит контроль за соблюдением прав потребителей и правил работы фирмы.

Помимо госорганов деятельность предпринимателей могут проверить и общественные организации. В их полномочия входит контроль за соблюдением прав потребителей и правил работы фирмы.

Александр Лебедев

С заботой о покупателях

Регулирует деятельность региональных общественных организаций защиты прав потребителей (РОО) закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1. В документе перечислены полномочия, которыми обладают контролеры. В частности, они могут проверить, как соблюдаются правила торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. О выявленных недочетах на предприятии ревизоры должны составить акт и затем направить документ на рассмотрение в государственные органы. Но обычно информация о нарушителях передается в органы местного самоуправления. Предпринимателям необходимо знать, что проверки со стороны общественных организаций не подпадают под действие Закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», подчеркивает директор компании «Финстатус» Виталий Бобров:

— Общественные организации не являются уполномоченным органом государственного контроля. Тем не менее предприниматель может потребовать представителя РОО предъявить удостоверение.

Проверку проводят на основании решения, изложенного в форме направления. В документе указывают причину ревизии (ст. 45 закона № 2300-1), Ф. И. О. всех проверяющих, название, адрес и профиль деятельности проверяемой организации. Направление должно быть подтверждено подписью руководителя общественной организации. Ревизоры оценивают, придерживаются ли фирмы норм закона о защите прав потребителей, Примерных правил работы предприятий розничной торговли, Правил продажи отдельных видов товаров, Правил продажи товаров по образцам, говорит президент региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Московской области» Алексей Корягин:

— При проверке контролеры должны устанавливать факты, свидетельствующие исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства. Это означает, что проверяющие имеют такой же объем прав, как и покупатель.

Важно знать, что контролеры не могут потребовать трудовые договоры с сотрудниками фирмы и их медицинские книжки. Не вправе незваные гости и проверять соблюдение санитарных правил и норм, наличие документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора. В случае с контрольно-кассовыми машинами общественники могут проверить лишь наличие ККМ, но никак не правильность ее применения. Нельзя допускать ревизоров из РОО к Журналу учета мероприятий по контролю: они не имеют к нему никакого отношения. Также сотрудники общественных организаций не должны производить контрольные закупки и ни в коем случае — изымать какие-либо документы, предметы или товары из помещений фирмы. Проходить в подсобку таким проверяющим категорически запрещено.

Сроки проведения контрольных мероприятий не предусмотрены законом. Но, как правило, их длительность не превышает нескольких часов, утверждает Алексей Корягин. По результатам проверки составляется акт о ее проведении. В документе указывают:

  • Ф. И. О. присутствующих при проведении проверки;
  • название и адрес проверяемой организации;
  • время начала и окончания проверки;
  • выявленные нарушения со ссылкой на положения законодательства.

Представитель фирмы имеет право внести свои замечания и объяснения в акт проверки или приобщить их к документу. Его подписывают все участники. Один экземпляр акта остается у предпринимателя — под роспись.

Важно помнить, что общественная организация не может взимать какие-либо штрафы за выявленные нарушения и требовать оплаты услуг юристов или ревизоров. Контролеры лишь вправе по результатам проведения проверки:

  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством о техническом регулировании обязательным требованиям;

  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами.

Большинство организаций по защите прав потребителей преследуют полезную для покупателя цель — помогают ему бороться с нечистыми на руку предпринимателями. Однако иногда они превышают свои полномочия.

Контролеры не вправе проверять:

  • Соблюдение техники безопасности
  • Качество обслуживания
  • Правильность применения ККМ
  • Соблюдение санитарных норм

Под неусыпным контролем

В редакцию нашего журнала обратилась бухгалтер малого предприятия. Она рассказала, что некоторое время назад к ним на предприятие пришли люди, которые представились сотрудниками Центра защиты прав потребителей и предпринимателей «Ваше право». Незнакомцы потребовали представить для проверки определенный список документов. Однако бухгалтер отказалась удовлетворять их приказы и отправила их восвояси. Общественники в ответ пригрозили предприятию, что сообщат о случившемся в контролирующие организации и теперь фирме «светят» большие проблемы. Обоснованы ли угрозы нежданных посетителей?

Нередко предприятия посещают с проверками граждане с удостоверениями специального образца либо ветераны общественных организаций, у которых остались удостоверения. Такие контролеры и создают основные проблемы для фирм. Схема ревизии, которую проводят лже- или экс-общественники, рассчитана на начинающих и, как следствие, не подготовленных к таким мероприятиям предпринимателей. Обычно в компанию приходят два проверяющих, которые предъявляют удостоверения, достают бланки проверки и требуют от сотрудников магазина всевозможные документы о деятельности фирмы. Понятно, что в любой организации можно найти какие-то упущения или нарушения, отмечает Алексей Корягин:

— Как правило, опытный взгляд лжеконтролера легко вычисляет слабые места фирмы и понимает степень готовности персонала к сопротивлению. В случае полного ее отсутствия они приступают к активным действиям.

Например, по результатам проверки «ревизоры» вымогают взятку. В противном случае обещают передать материал проверки в Роспотребнадзор, Управление потребительского рынка и прокуратуру. Стоит отметить, что обычно такая угроза срабатывает и фирма платит. Следует помнить, что мошенники приходят с проверками только туда, где есть нарушения. Поэтому, соблюдая закон и правильно обслуживая посетителей, руководитель фирмы может значительно облегчить себе жизнь. Ведь уверенному в собственной правоте и правовой чистоте руководителю бояться нечего.

Проверки фирм сотрудниками общественных организаций способны вызвать не только неудобства для бизнесменов. Такие мероприятия помогут предпринимателям извлечь и свои плюсы. Например, все выявленные недостатки и нарушения можно устранить без проблем и штрафных санкций. Уже проверив и ликвидировав недочеты, руководителю предприятия будет гораздо проще выдержать проверки государственных ведомств.

СВОДКИ С ПОЛЕЙ НАРУШЕНИЙ

За I квартал этого года Отдел защиты прав потребителей Ногинского района Московской области проверил 46 объектов торговли. На 26 из них выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей.

В результате проверок приостановлена реализация: 149,17 кг продовольственных товаров на сумму 26,3 тысячи рублей, 80 литров алкогольной продукции на сумму 13 тысяч рублей, непродовольственных товаров в количестве 672 единиц на сумму 70 тысяч рублей. Также возбуждено 26 дел об административных правонарушениях, 26 лиц оштрафовано на сумму 186,5 тысяч рублей, из них 2 организации — на сумму 100 тысяч рублей.

Начать дискуссию