Для того чтобы новый закон о ККТ заработал на практике, чиновникам нужно переиздать внушительный перечень подзаконных нормативных актов. Недавно правительство разработало один из них, регламентирующий порядок регистрации кассовой техники.
После принятия Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ многим фирмам пришлось покупать кассовые аппараты. Но мало кассу купить, ее нужно еще и в обязательном порядке зарегистрировать. А это процесс, как известно, нелегкий, требующий немало времени и нервов. Скажем сразу, новый порядок регистрации хлопот бухгалтерам не убавил, а прибавил.
Где получить регистрацию
Содержание подпункта 1 пункта 4 нового порядка регистрации, казалось бы, дает на этот вопрос вполне ясный ответ: контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в той налоговой инспекции, где фирма или предприниматель состоят на учете. Однако в соответствии с Налоговым кодексом организациям нужно встать на учет также по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества и автотранспортных средств (п. 1
ст. 83 НК РФ).
Возникает вопрос: в какой инспекции регистрировать ККТ? Ответ простой – кассу нужно зарегистрировать в той налоговой инспекции, на территории которой она используется. Такое же правило действует и в случае, когда предприниматель зарегистрирован в одном регионе, а занимается бизнесом в другом.
В этом смысле исключением из правил является разъездная торговля, в том числе с борта автомашины. В данном случае регистрировать ККТ нужно в той инспекции, где вы состоите на учете, и она сама должна позаботиться о передаче информации в инспекцию, которой подведомственна торговая территория.
Новый порядок регистрации не разъясняет, как нужно поступать в остальных случаях, когда фирма использует кассовый аппарат вне места своего нахождения без создания обособленного подразделения и, следовательно, без постановки на учет (например, фирма торгует на выставке продолжительностью менее одного месяца). Вероятно, тут следует поступать аналогично разъездной торговле – регистрировать ККТ по месту нахождения фирмы (или соответственно по месту жительства предпринимателя).
А документов все больше...
Перечень документов, которые потребуются для регистрации, значительно расширен. К заявлению, бланк которого вы можете взять в инспекции, нужно приложить: паспорт на ККТ, копию свидетельства о постановке фирмы на налоговый учет, оформленный в надлежащем порядке журнал кассира-операциониста. Это значит, что он должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью фирмы. Кроме того, нужно взять с собой документ, удостоверяющий личность, а если регистрацию ККТ будет осуществлять не руководитель, а любой другой сотрудник фирмы, обязательна доверенность.
Из списка необходимых документов исключен договор о техническом обслуживании в ЦТО. Действительно, в Законе № 54-ФЗ отсутствует требование ставить все ККТ на учет в центры технического обслуживания. Тем не менее обратиться к специалистам ЦТО все же придется. Кроме вышеперечисленных документов вам необходимо представить еще паспорт версии модели ККТ, который оформляет специалист ЦТО при проверке исправности кассового аппарата.
При разъездной торговле дополнительно к указанным документам нужно приложить копию разрешения на торговлю, а если предприниматель зарегистрирован в одном регионе, а занимается бизнесом в другом – справку о временной регистрации.
Никаких других документов налоговики запрашивать не имеют права. Сейчас же при обращении в инспекцию от фирмы зачастую требуют и копию договора аренды помещения, и копию последнего баланса фирмы с визой об отсутствии задолженностей по налогам за прошедший период.
Как долго ждать
Регистрация может затянуться на полмесяца – новые правила увеличили срок, в течение которого инспекция может проверять представленные документы. Затем кассу нужно принести в инспекцию для активизации фискальной памяти. Ее проводит специалист по обслуживанию ККТ в присутствии налогового инспектора. Инспектор присваивает кассовому аппарату номер в журнале регистрации. С этого момента ККТ считается зарегистрированной. Это не значит, что в этот же день кассу можно смело использовать в расчетах с покупателями. Дело в том, что теперь инспектор не обязан выдать карточку регистрации ККТ, возвратить паспорт на кассу и журнал кассира-операциониста одновременно с регистрацией. Эти документы с отметкой о дате и номере регистрации с подписью руководителя налоговой инспекции возвращаются фирме «в согласованный срок». Насколько он затянется – зависит от добросовестности инспектора.
Карточку регистрации ККТ нужно будет заменять в инспекции каждый раз, когда меняется адрес установки кассового аппарата или реквизиты фирмы.
Все под контролем
Со дня регистрации содержимое фискальной памяти кассового аппарата становится объектом пристального внимания налоговиков. Если вдруг ККТ потребуется ремонт, об этом нужно обязательно известить инспекцию. Результаты устранения неисправностей отражаются в акте по форме № КТ-2, который подписывается инспектором до и после ремонта.
В случае снятия ККТ с учета (если, например, фирма прекращает использование аппарата или переводит его на учет в другую инспекцию) опять же требуется присутствие налогового инспектора и специалиста по техническому обслуживанию. Инспектор обязательно проверит соответствие показаний фискальной памяти с кассовыми отчетами, журналом кассира-операциониста, с оборотами по дебету счетов 50 и 51. В случае расхождения данных от фирмы или предпринимателя потребуют письменное объяснение или даже назначат налоговую проверку.
О. Лежнина, эксперт ПБ
Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия»
Начать дискуссию