После уничтожения очагов административной фронды в правительстве и политической - в Госдуме Владимир Путин развязал руки чиновникам-либералам, настаивающим на форсировании непопулярных экономических и социальных реформ. Эксперты ожидают, что второе путинское президентство будет посвящено целому комплексу непопулярных реформ, а гражданам пора готовиться к повышению налогов и коммунальных платежей, переходу к платному образованию и здравоохранению и сокращению почти всех льгот.
В 2000-2004 гг. Кремль и Белый дом старались не спешить с реформами, обременительными для кошельков граждан. "Единственное исключение - введение обязательного страхования автогражданской ответственности", - вспоминает гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин.
Улучшение администрирования.
Завершение налоговой реформы скорее всего повлечет за собой усиление фискальной нагрузки на наемных работников. Одна из последних идей, которую благословила администрация президента, но не успел реализовать кабинет Касьянова, - снижение единого социального налога. По расчетам Минэкономразвития, перестройка регрессивной шкалы ЕСН в пользу компаний с низкими зарплатами приведет к снижению эффективной ставки налога с 30,5% до 24,5%. Но чтобы не пострадал бюджет Пенсионного фонда, чиновники Минэкономразвития и Минфина договорились переложить финансирование накопительной и части страховой составляющей пенсии на самих работников. По этому плану гражданам, имеющим право на накопительные пенсии, к 13% подоходного налога придется с 2005 г. платить 4% на индивидуальные пенсионные счета. Правда, бюджетникам собираются компенсировать потери с помощью более щедрой индексации их зарплат. А чтобы примеру государства последовали владельцы частных компаний, "правительство найдет экономические методы воздействия", заявил министр экономического развития Герман Греф, отказавшись от более детальных объяснений.
Другими жертвами реформы станут собственники ликвидной недвижимости - квартир в крупных городах и загородных домов. Минфин и Минэкономразвития согласны в том, что налог на имущество граждан должен взиматься исходя из рыночной стоимости, а не оценки бюро технической инвентаризации (БТИ). Согласно проекту новой главы НК, которую направили в правительство Минфин и МЭРТ, ставка налога уменьшится с 2% от стоимости недвижимости до 0,1%. По прогнозу Минфина, общая сумма поступлений от этого налога вырастет незначительно, но нагрузка серьезно перераспределится между социальными группами. Платежи владельцев недорогих квартир в населенных пунктах, где не развит рынок жилья, уменьшатся даже по сравнению с нынешними копеечными суммами (ведь рыночная оценка их жилья технически невозможна, и базой останется оценка БТИ, а ставка уменьшится в 20 раз). Зато собственники ликвидного жилья будут платить на порядок больше, чем сейчас.
Для этой же категории собственников жилья вырастут расходы на коммунальные услуги. С учетом различных льгот граждане оплачивают сегодня, по данным Института экономики города, примерно 60% от стоимости коммунальных услуг, а 40% доплачивает коммунальщикам государство. Для неимущих, или семей, в чьих доходах расходы на ЖКХ превышают 22% , все затраты сверх этой суммы компенсирует государство. Зато остальным гражданам придется готовиться к тому, что уже с 2007 г. они будут платить за коммунальные услуги по полной программе. В 2003 г. , по данным Госстроя, государство доплатило за коммунальные услуги для граждан примерно 239 млрд руб.
"Тяжесть этих реформ ляжет в основном на средний класс, - прогнозирует директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов. - Но препятствовать реформе эта часть населения не будет, потому что она лучше остальных осознает необходимость реформы. Они понимают, что гражданин должен сам отвечать за свое благополучие, а налоговая нагрузка должна различаться в зависимости от доходов".
Без льгот.
Готовиться к неприятным новостям следует не только состоятельным гражданам. Кремль давно настаивает на отмене так называемых нефинансируемых мандатов, или обязательств, которые возложены на казну оппозиционным исполнительной власти парламентом в 90-е гг. Многие из них из года в год не исполнялись вовсе (перечень обязательств, не подлежащих исполнению, ежегодно принимался в виде приложения к федеральному бюджету) или исполнялись не полностью, что вызывало протесты и судебные иски со стороны ветеранов, инвалидов, чернобыльцев. Объем нефинансируемых обязательств консолидированного бюджета, по оценке Минфина, составляет 2,5 трлн руб. в год.
Бывший экономический советник Касьянова Михаил Делягин считает механическую отмену льгот "большой политической ошибкой". "Касьянов не зря блокировал их отмену, - говорит Делягин. - Это бухгалтерский подход: с экономической точки зрения все равно, не исполнять закон или отменить его. Но для людей это было психологически важно. Некоторые из этих льгот недорого обошлись бы бюджету, но оказали бы реальную помощь". Впрочем, сам экс-премьер в январском интервью "Ведомостям" говорил, что его кабинет готов провести отмену нефинансируемых льгот уже в этом году и не боится поднимать болезненную тему в год президентских выборов. "Это особенно важно для делового сообщества, поскольку вычищает всю ситуацию и создает ясную атмосферу вокруг обязательств государства", - говорил тогда премьер.
Высшее образование в результате реформы станет преимущественно платным. Как предполагает концепция, подготовленная рабочей группой под руководством замруководителя администрации президента Игоря Шувалова, государство будет финансировать напрямую лишь отдельные категории граждан - малоимущих, военных, детей низкооплачиваемых госслужащих. Остальным желающим получить высшее образование предлагается воспользоваться кредитами банков и работодателей под гарантии государства. Правда, они пока относятся к идее скептически. Но их и не торопят - переход будет происходить постепенно, в течение 5 - 10 лет.
Как будет выглядеть реформа здравоохранения по рецепту Шувалова, пока непонятно - разработчики до сих пор держат ее в секрете. Но Сергей Смирнов из Института социальной политики ВШЭ полагает, что реформа здравоохранения будет наименее болезненной для населения. "Пакет предоставляемых услуг по обязательному медицинскому страхованию сокращен не будет, останутся льготы и у социально незащищенных слоев населения", - прогнозирует эксперт. Главной непопулярной мерой при реформировании системы обязательного медицинского страхования может стать отказ правительства освободить от обязательных взносов те компании, которые уже оплачивают страховку сотрудников в добровольном порядке. "Но это коснется лишь небольшой группы состоятельных компаний, которые в силах заплатить и за обязательную, и за добровольную страховку", - говорит Смирнов.
Впрочем, по мнению реактора Академии народного хозяйства при правительстве Владимира Мау, "без реформ, пусть и непопулярных, невозможен дальнейший рост экономики". А научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что "эти [непопулярные] реформы осуществлять необходимо, и делать это должен именно нынешний президент - другому человеку это будет делать гораздо труднее". "Эти реформы стоят того, чтобы потратить на них небольшую часть своей популярности", - убежден эксперт.
Светлана Иванова
Анна Николаева
Андрей Панов
Начать дискуссию