Первичные документы

Новые КБК. Комментарий к документу

Уплачивая налог, сбор или иной платеж в бюджет, плательщик обязан указать в платежном документе код бюджетной классификации доходов, на который зачисляется платеж. Это требование совместного приказа от 3 марта 2003 г. МНС России № БГ-3-10/98, ГТК России № 197, Минфина России № 22н* (опубликован в «ДК» № 7, 2003). В форме платежных документов для кода предусмотрено специальное поле.

О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2003 г. № 115н

Приказ Министерства финансов РФ
от 21.01.04 № 6н

С 1 января 2004 года в платежных документах нужно указывать коды бюджетной классификации, приведенные в приложении 1 к приказу Минфина России от 11 декабря 2003 г. № 115н.

Текст документа (в формате rtf).

Выше опубликованы коды бюджетной классификации доходов РФ на 2004 год. Они приводятся в приложении 1 к приказу Минфина России от 11 декабря 2003 г. № 115н (далее - приказ № 115н), который вносит изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 11 декабря 2002 г. № 127н (далее - Указания).

Прежде чем прокомментировать, как изменились коды бюджетной классификации, напомним, для чего их нужно знать организациям и предпринимателям.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ КБК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ

Уплачивая налог, сбор или иной платеж в бюджет, плательщик обязан указать в платежном документе код бюджетной классификации доходов, на который зачисляется платеж. Это требование совместного приказа от 3 марта 2003 г. МНС России № БГ-3-10/98, ГТК России № 197, Минфина России № 22н* (опубликован в «ДК» № 7, 2003). В форме платежных документов для кода предусмотрено специальное поле.

Если в платежном поручении на уплату налога, сбора или другого обязательного платежа в бюджет неверно указать код бюджетной классификации, платеж не будет зачислен

на лицевой счет плательщика. Соответственно налоговый орган не будет считать, что обязательство по уплате налога или сбора исполнено. В результате плательщику придется принимать меры, чтобы вернуть неправильно зачисленную сумму, повторно заплатить ее по правильным реквизитам. При этом придется еще заплатить пени, если повторный платеж налога или сбора будет просрочен.

Кроме платежных документов на перечисление обязательных платежей в бюджет коды бюджетной классификации нужно указывать в налоговых декларациях. Напомним, что, согласно Единым требованиям к формированию и формализации налоговых деклараций (утв. приказом МНС России от 31 декабря 2002 г. № БГ-3-06/756), во все налоговые декларации введен раздел 1. В нем налогоплательщики должны отражать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, вместе с кодом бюджетной классификации, по которому этот налог должен быть зачислен.

Как правило, коды бюджетной классификации доходов РФ ежегодно обновляются. Связано это с тем, что ежегодно изменяется классификация доходов бюджетов РФ. За подобными изменениями кодов налогоплательщики должны следить очень внимательно. Ведь указать в платежных документах старый код - это все равно, что указать его неправильно.

И 2004 год не составил исключения. В Федеральном законе от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (опубликован в «ДК» № 4, 2004) установлена классификация доходов и расходов бюджетов на текущий 2004 год, отличная от классификации на 2003 год.

Минфин России внес соответствующие поправки в свои Указания и, в частности, изменил коды бюджетной классификации. Считается, что именно коды, приведенные в Указаниях Минфина России, налогоплательщики обязаны указывать в платежных документах на уплату обязательных платежей в бюджет.

В приказе Минфина России от 21 января 2004 г. № 6н «О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2003 г. № 115н» сказано, что приведенные в приказе № 115н коды нужно применять с 1 января 2004 года. Однако отметим, что приказ № 115н был опубликован уже после этой даты. Как быть тем налогоплательщикам, которые уплатили налог или сбор еще до того, как были обнародованы новые коды бюджетной классификации? И соответственно в платежном поручении указали старый код.

По нашему мнению, у налоговых органов не может возникнуть претензий к таким налогоплательщикам. Ведь когда они перечисляли налог или сбор в бюджет, они указали тот код бюджетной классификации, который был известен на момент платежа. Посему и пени за просрочку начислять неправомерно и к ответственности за неуплату налога нельзя привлекать. Такого же мнения придерживаются и арбитражные суды. Например, оно высказано в постановлении ФАС Уральского округа от 9 декабря 2003 г. по делу № Ф09-4145/03-АК.

Если налогоплательщик оказался в подобной ситуации - при перечислении налога или сбора указал старый код бюджетной классификации, из-за чего у него возник спор с налоговиками, - он может воспользоваться еще одним аргументом. Дело в том, что классификация доходов бюджетов РФ и соответственно коды такой классификации устанавливаются в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ). Поэтому на самом деле указывать коды бюджетной классификации в платежных документах и декларациях налогоплательщики должны в соответствии с этим законом, а не в соответствии с приказом Минфина России, хотя и сложилось так, что коды смотрят по приказу № 115н.

Заметим, что на момент подписания в печать этого номера в Закон № 115-ФЗ поправки не внесены. Таким образом, коды, приведенные в данном законе, не совпадают с кодами, приведенными в приказе № 115н. А плательщик всегда может сослаться на то, что указывал коды по Закону № 115-ФЗ, то есть поступал в соответствии с законом, а не подзаконным актом (приказом № 115н).

ИЗМЕНЕНИЯ КБК

Как изменились коды бюджетной классификации по сравнению с 2003 годом?

Ниже в таблице приводится соответствие кодов на 2003 год кодам на 2004 год по тем налогам и сборам, для которых в коды внесены поправки. По остальным налогам коды остались без изменений.

Коды бюджетной классификации на 2003 год

Коды бюджетной классификации на 2004 год

1

2

1. Акцизы

1020221 Водка при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады

1020221 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады

1020251 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 год при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады

1020231 Ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады

1020221 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации

на акцизные склады

1020251 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 год при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады

1

2

1020234 Ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады

1020231 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением

реализации на акцизные склады

1020251 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 год при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады

1020222 Водка при реализации производителями на акцизные склады

1020222 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады

1020252 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 год при реализации производителями на акцизные склады

1020232 Ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов при реализации производителями на акцизные склады

1020222 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады

1020252 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 год при реализации производителями на акцизные склады

1020235 Ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов при реализации производителями на акцизные склады

1020232 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады

1020252 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 год при реализации производителями на акцизные склады

1020223 Водка при реализации с акцизных складов

1020223 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) при реализации с акцизных складов

1020253 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 год при реализации с акцизных складов

1020233 Ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов при реализации с акцизных складов

1020223 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) при реализации с акцизных складов

1020253 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 год при реализации с акцизных складов

1020236 Ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов при реализации с акцизных складов

1020233 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) при реализации с акцизных складов

1020253 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 год при реализации с акцизных складов

1020207 Бензин автомобильный (в части сумм, зачисляемых в федеральный бюджет по расчетам за 2002 год, и погашения задолженности прошлых лет)

1020207 Бензин автомобильный, дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003 года)

1020212 Дизельное топливо (в части сумм, зачисляемых в федеральный бюджет по расчетам за 2002 год, и погашения задолженности прошлых лет)

1020214 Моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, отгруженные в период с 1 января2001 года по 31 декабря 2002 года (включительно) и не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года

2. Единый сельскохозяйственный налог

1051010 Единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый организациями

1030310 Единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый организациями

1

2

1051020 Единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями

1030320 Единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями

3. Налог на имущество организаций

(до 1 января 2004 года - налог на имущество предприятий)

Об изменениях КБК по налогу на имущество предприятий подробные пояснения даны в тексте после таблицы

1040210 Налог на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в Единую систему газоснабжения

1040220 Налог на имущество организаций, входящих в Единую систему газоснабжения

4. Налог на добычу полезных ископаемых

1050301 Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

1050311 Налог на добычу нефти

1050312 Налог на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья

1050313 Налог на добычу газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

1050303 Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых

1050320 Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых

1050302 Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых)

1050340 Налог на добычу прочих полезных ископаемых

1050304 Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации

1050350 Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации

1050305 Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при исполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья)

1050360 Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при исполнении соглашений о разделе продукции

5. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1050600 Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов

2015600 Плата за негативное воздействие на окружающую среду

6. Сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

(до 2004 года - плата за право пользования объектами животного мира)

1050800 Плата за право пользования объектами животного мира

1050801 Сбор за пользование объектами животного мира

1050802 Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

1050803 Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам)

7. Таможенные пошлины

1060101 Ввозные таможенные пошлины

1060110 Ввозные таможенные пошлины

1060102 Вывозные таможенные пошлины

1060121 Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

1060122 Вывозные таможенные пошлины на газ природный

1060123 Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

1060124 Прочие вывозные таможенные пошлины

8. Транспортный налог

1400402 Транспортный налог

1400421 Транспортный налог с организаций

1400422 Транспортный налог с физических лиц

С 1 января 2004 года некоторые налоги и сборы отменены. Но вместе с тем по ним налогоплательщики будут уплачивать в 2004 году суммы за 2003 год, а также погашать задолженность прошлых лет. По таким налогам и сборам нужно применять те же коды бюджетной классификации, что и в 2003 году.

Исключение - налог на имущество предприятий. В 2004 году суммы этого налога, исчисленные за 2003 год, а также суммы задолженности за прошлые годы нужно уплачивать по коду 1040600.

Начать дискуссию

Глава Минфина: изменения в налоговой системе сократят неравенство

Прогрессивное налогообложение коснется только тех, у кого высокие доходы. Для семей с двумя и более детьми предложат дополнительные вычеты по НДФЛ.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Цифра дня. Про обеды на работе

Аналитики выяснили, что в среднем работающие россияне тратят на один обед около 438,5 рублей.

Цифра дня. Про обеды на работе
Кадры

30% работодателей привлекают сотрудников на аутсорсе

Чаще всего внешних специалистов привлекают представители микробизнеса. Это позволяет большинству работодателей сосредоточиться на основной деятельности и не искать персонал в штат.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Полезные фишки в Excel, которые пригодятся каждому бухгалтеру

Собрали для вас полезные советы, которые помогут упростить и ускорить работу в программе Excel.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

У «Тинькофф Капитал» появился биржевой фонд для инвестиций в IT

Впервые на рынке «Тинькофф Капитал» запустил фонд, инвестирующий в акции публичных технологических компаний России.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Банк России решил избавить россиян от железной мелочи. Он запустил акцию «Монетная неделя». Все желающие смогут принести мелочь в банк и без комиссии обменять ее на бумажные купюры или зачислить средства на свой счет.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Интересные материалы

Как учесть доменное имя сайта в качестве НМА

По ГК сайт является программным продуктом и относится к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225). При соответствии установленным признакам они выступают нематериальными активами.