Учет в торговле

Отражаем расходы на мерчендайзинг

Для продвижения своей продукции на рынке оптовые фирмы довольно часто пользуются услугами мерчендайзинга, оказываемыми крупными розничными магазинами. Но только недавно Минфин России признал право налогоплательщика относить такие расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Как учесть подобные затраты? Об этом и поговорим.

Для продвижения своей продукции на рынке оптовые фирмы довольно часто пользуются услугами мерчендайзинга, оказываемыми крупными розничными магазинами. Но только недавно Минфин России признал право налогоплательщика относить такие расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Как учесть подобные затраты? Об этом и поговорим.

Прежняя точка зрения чиновников

Итак, распространенные на сегодняшний день услуги мерчендайзинга заключаются в осуществлении различных мероприятий, направленных на повышение привлекательности, доступности товаров для конечного потребителя. К ним, например, относятся приоритетная выкладка продукции на торговых площадях, на видном, удобном месте, размещение полной ассортиментной линейки товара, поддержание необходимого запаса продукта в зале и т. д. Как правило, заказчиком таких услуг выступает производитель или поставщик продукции, а исполнителем – розничная торговая фирма, через которую происходит реализация товара.

Цель мерчендайзинга – стимулирование потребителей купить определенный товар, то есть указанные действия направлены на увеличение объема продаж. Однако несмотря на это, ранее Минфин России не признавал расходы поставщика на такие услуги обоснованными (письмо от 17 октября 2006 г. № 03-03-02/247).

Свое мнение специалисты главного финансового ведомства аргументировали следующим образом. Неоправданны данные затраты потому, что выкладка продукции производится уже после того, как право собственности на нее перешло к розничному магазину. А значит, и расходы эти должен нести вовсе не поставщик, а розничный продавец.

Минфин изменил позицию

Теперь же чиновники изменили свое мнение относительно рассматриваемых затрат (см. письмо Минфина России от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/1/286*).

В новом документе финансисты согласились, что такие спец-услуги крупных торгово-розничных сетей все же способствуют продвижению товара, привлечению внимания к нему и, как следствие, приводят к увеличению продаж. Как же чиновники предлагают списывать такие расходы?

Это можно сделать на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. То есть как рекламные расходы, которые являются нормируемыми. Норматив для них составляет 1 процент от выручки без учета налога на добавленную стоимость.

Как оформить услуги?

В письме № 03-03-06/1/286 специалисты главного финансового ведомства отмечают необходимость надлежащего документального подтверждения указанных расходов. Только при выполнении этого условия они могут уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.

И здесь необходимо отметить, что услуги мерчендайзинга не вписываются в рамки отношений, возникающих из договора поставки (ст. 506 Гражданского кодекса РФ). Поэтому в новом письме Минфин России рекомендует оказание данных услуг оформить либо в виде составной части сложного договора, либо как отдельный договор или дополнительное соглашение.

Выкладка товаров – не реклама

Однако на данную проблему можно посмотреть совсем иначе. Допустим, договором мерчендайзинга прямо предусмотрено, что гипермаркет оказывает своему оптовому поставщику услуги по привлекательному размещению товара в торговом зале с целью привлечения покупателей и продвижения его продукции. Действительно ли в этом случае расходы на мерчендайзинг будут рекламными? Ведь согласно статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, реклама – это информация. А услуги по выгодной привлекательной выкладке товара никак не являются информацией, так как не несут никаких сведений или сообщений, адресованных неопределенному кругу лиц. Поэтому если договор на оказание услуг оформлен таким образом, данные затраты скорее будут являться прочими расходами, связанными с производством и реализацией, нежели рекламными. Ведь их главная цель – побыстрее продать продукцию, чтобы розничный магазин закупил следующую партию товара. В этом случае расходы можно учитывать на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом они уже не нормируются, а признаются в полном объеме.

Но с учетом недавно вышедших разъяснений Минфина России скорее всего налоговиков такая позиция не устроит. А значит, свою точку зрения придется отстаивать. Судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.

Кроме того, не стоит забывать тот факт, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в главе 25 Налогового кодекса РФ является открытым. Поэтому при возникновении спора, доказывая обоснованность понесенных организацией затрат, не лишним будет обратить внимание налоговых органов именно на это.

Делаем выводы

Однако нельзя забывать, что мерчендайзинг может включать (кроме перечисленного) услуги информационного и консультационного характера, также призванные активно продвигать товары поставщика. Это, например, наличие консультанта в торговом зале, задача которого проинформировать о товаре, ярко его представить и стимулировать процесс покупки.

Действительно, подобный комплекс мероприятий более подходит под определение рекламы. И здесь нельзя не согласиться с последним мнением специалистов главного финансового ведомства по поводу учета таких расходов.

В итоге можно сделать следующий вывод. Учет расходов на мерчендайзинг (либо как рекламные, либо как прочие) зависит от того, как оформлен договор на оказание этих услуг. Причем в первом случае необходимо соблюдать установленный лимит, а во втором, вполне возможно, придется вступить в спор с налоговыми органами и доказывать правомерность отнесения затрат к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако в любом случае следует иметь соответствующее документальное подтверждение этих затрат.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.