На чай подайте!

Открылась в моем доме парикмахерская. Вернее, как сейчас принято, салон красоты. А мне как раз подстричься время пришло. Прихожу, администратор – милая барышня, встречает меня, щебечет о том, как они рады моему визиту, в кресло усаживает. Мастер пришла, тоже дама весьма приятная. Работает быстро, ножницы щелкают. Сижу, глаза закрыл, наслаждаюсь. Процесс вроде к концу движется, и тут над ухом слышу: «Чаевые потом оставить не забудьте!».
На чай подайте!
Автор не предоставил фото

Открылась в моем доме парикмахерская. Вернее, как сейчас принято, салон красоты. А мне как раз подстричься время пришло. Прихожу, администратор – милая барышня, встречает меня, щебечет о том, как они рады моему визиту, в кресло усаживает. Мастер пришла, тоже дама весьма приятная. Работает быстро, ножницы щелкают. Сижу, глаза закрыл, наслаждаюсь. Процесс вроде к концу движется, и тут над ухом слышу: «Чаевые потом оставить не забудьте!».

Лев Мишкин, корреспондент ИА «Клерк.Ру»

Сон у меня как рукой сняло. А вместе с ним и хорошее настроение. Что, чаевые перестали быть вознаграждением за хорошую работу, которое клиент дает по своему желанию? Это что же, я теперь обязан платить чаевые?

Вечером рассказываю эту историю приятелю и прошу объяснить ситуацию. Может, я чего-то упустил в этой жизни? Андрей говорит, что работникам сферы услуг надо платить чаевые, так как зарплата у них маленькая как раз по этой причине - в расчет принимаются обязательные чаевые. И, мол, не оставлять чаевые парикмахеру, официанту или, например, массажисту просто неприлично.

Я задумался. Что же, теперь платить чаевые всем, у кого зарплата маленькая?

Но почему я должен думать о зарплате парикмахера? За услугу, оказанную мне мастером салона, я плачу деньги в кассу этого самого салона. А с мастером за работу должен рассчитываться его работодатель. Андрей возражает: когда мастер знает, что получит чаевые, он лучше работает.

Но люди должны выполнять свою работу хорошо, вне зависимости от того, ожидают они чаевые от клиента или нет! Может, мне теперь кассирам в супермаркете чаевые давать, чтобы мне улыбались шире и продукты пробивали тщательнее?

У меня вот мама – преподаватель в институте. И зарплата у нее совсем небольшая. Но что-то я не слышал, чтобы студенты оставляли ей чаевые после лекций. Это и в голову никому не придет. Она же получает зарплату за свою работу. Хотя, врачи, например, почему-то ждут, чтобы их «поблагодарили» за лечение. Кто из нас не слышал от знакомых докторов про заставленный бутылками и заваленный конфетами шкаф? При этом с осуждением говорится, что «лучше бы деньгами». Деньгами, оно, конечно, всегда лучше. Только вот вас за вашу работу благодарят подарками или деньгами? Лично меня – нет. Вот, может быть, прочитав этот крик души, босс какой-нибудь подарочек пришлет? Или вы, дорогие читатели, денег подкиньте, а? Ну, если вам статья понравится, конечно.

Так почему же парикмахер ждала от меня благодарности? Я всегда считал, что чаевые были задуманы как вознаграждение (сверх положенной платы за услугу) за очень хорошо выполненную работу, которая понравилась клиенту. Эти деньги клиент дает лично тому, кто услугу оказывал. То есть, чаевые являются показателем хорошо выполненной работы. И это мое право – платить чаевые - а не обязанность! И в нормальных заведениях даже в счете пишут, что чаевые приветствуются, но не являются обязательными!

Так почему же в некоторых ресторанах чаевые в размере 10% включают в счет? Если мне понравилось, как меня обслуживал официант, я сам его поблагодарю. Почему меня заставляют это делать? Давайте тогда включать в счет чаевые повару, который готовил заказанные мной блюда, посудомойщице, которая мыла посуду, водителю автомобиля, на котором в ресторан привозят продукты, а также сотрудникам химчистки, в которой заведение стирает скатерти. Список, как вы понимаете, не закрыт, можно добавить в него еще кучу народу.

Кроме прямого включения в счет, есть и еще несколько распространенных способов вымогания чаевых официантами. К ожиданию сдачи по 40 минут все уже привыкли. Особо нетерпеливые уходят, «плюнув» на свои кровные 50-100 рублей. А вот тем клиентам, которые все же дождались своих денег, чаевые за такое «качественное» обслуживание оставлять, понятное дело, совсем не хочется.

А как вам сдача в монетах? Те же самые 100 рублей, но монетами по 1-2 рубля, горкой лежащие на тарелке? Неплохой способ заработать придумали официанты, ведь редкий клиент станет набивать карманы мелочью.

Не надо мне столь «ненавязчиво» показывать, как я должен распоряжаться своими собственными деньгами. Я не буду оставлять чаевые, если меня плохо обслужили, если я полчаса ждал, пока принесут меню или мне пришлось идти исправлять стрижку в другой салон. И мне все равно, впишут ли в таких случаях чаевые в мой счет.

Когда я оставляю кому-то чаевые, я меньше всего думаю о том, маленькая ли у этого человека зарплата, и живет ли он на чаевые клиентов. Меня не волнует его оклад, это проблема работника и работодателя. Я руководствуюсь совершенно другим принципом: если мне очень понравилось обслуживание – плачу чаевые. Не понравилось – извините, денег не будет.

А в ресторан, где сдачу приносят монетами, очень хочется придти с мешком мелочи и ей расплатиться по счету. Без всяких чаевых, естественно.

Комментарии

7
  • Лана 2
    На самом деле, очень больная тема, по крайней мере для меня. Мы в прошлом году были на море и там почти в каждом кафе в счет вписывают чаевые. Даже мой десятилетний ребенок возмутился, когда в одном из них нас обслужили следующим образом: приняв заказ, официантка исчезла на 20 минут, найти ее было невозможно даже с собаками, чай, который просили принести сразу, принесли через эти самые 20 минут, шашлык ждали 40 минут, был он отвратительным, очень долго выясняли, какое есть мороженое, в итого принесли все равно не то, которое заказывали. После всего это "счастья" нам вписали в счет 10% и мой ребенок удивленно спросил "За что?". Я задаюсь этим вопросом до сих пор
  • news
    Льву Мишкину - куда слать чаевые? :)
  • НатальяС
    А налоги с чаевых граждане платить будут?