Учет в торговле

Возврат товаров: решения сегодняшних проблем

В практике торговых фирм возврат товаров явление обыденное. Причины возврата разные: обнаружены дефекты, проданный товар не удалось реализовать розничным продавцам и др. Порой и сами продавцы, чтобы не потерять клиента, идут навстречу и принимают товар, хотя договор они исполнили надлежащим образом.

Фирма продала товар. Потом его вернули. Вопросы: что делать с реализацией в учете, как платить НДС?

В практике торговых фирм возврат товаров явление обыденное. Причины возврата разные: обнаружены дефекты, проданный товар не удалось реализовать розничным продавцам и др. Порой и сами продавцы, чтобы не потерять клиента, идут навстречу и принимают товар, хотя договор они исполнили надлежащим образом. От того, на каком основании делают возврат – по закону или по взаимной договоренности, – зависит его бухучет и сколько придется заплатить налогов. Цель налоговиков – доказать, что возврат товаров не что иное, как продажа клиентом товаров продавцу. Она же, как известно, облагается НДС (ст. 146 НК РФ). В итоге получается двойная реализация: первый раз, когда вы отгрузили товар покупателю, а второй раз – когда он вам его вернул.

Естественно, такой вариант развития событий крайне невыгоден продавцу. Ведь он уже перечислил в казну НДС, хотя фактически реализации не произошло (товар в конце концов вернули). А потом, когда фирма очередной раз продает тот же товар, обязанность по уплате НДС возникает снова. Для наглядности поясним сказанное на примере.

Пример 1

ЗАО «Актив» торгует в розницу оргтехникой. В феврале оно купило для продажи принтер стоимостью 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.). В этом же месяце он был продан физлицу за 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Через неделю покупатель возвращает принтер без каких-либо веских на то причин. «Актив» пошел навстречу и принял товар обратно. Из кассы покупателю были возвращены 17 700 руб.

Имеем следующее. Купив принтер, фирма поставила к вычету 1800 руб. (все условия ст. 171 и 172 НК РФ для этого выполнены). Когда же фирма его продала, она перечислила в бюджет НДС в сумме 900 руб. (2700 – 1800). Потом товар возвратили. В итоге товар оказался на складе «Актива», а фирма заплатила уже с него 900 руб. НДС. Но это еще не все. После возврата его себестоимость станет 17 700 руб. (без НДС), ведь именно столько заплатила фирма покупателю. А счета-фактуры он, как физлицо, не дает. Получается, что при повторной продаже товара «Актив» заплатит еще 3186 руб. налога (17 700 руб. x 18%).

Как видим, от возвращения товара ЗАО «Актив» заплатило в бюджет лишних 1386 руб. (900 + 3186 – 2700).

Углубимся в дебри Налогового кодекса. В нем сказано, что реализацией товаров считают передачу права собственности на них (ст. 39 НК РФ). Если же стороны договора надлежащим образом его исполнили, право собственности на товар переходит к покупателю. Делаем вывод: каждый случай перехода права собственности признается реализацией. Поэтому при возврате товара по каким-либо причинам, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, происходит обратная реализация от бывшего покупателя к бывшему поставщику. А любая реализация увеличивает налогооблагаемую базу по всем налогам, в том числе и НДС.

Ваша задача – уйти от «двойной» реализации. Иными словами, доказать, что право собственности на продукцию, которую возвращает покупатель, не перешло. А чтобы сделать это, надо учитывать нюансы в рознице и опте.

Начнем с розницы

Итак, в вашем магазине сделали покупку, а через некоторое время вам ее вернули. Причем явных причин для этого нет. Ясно, что, если ничего не предпринимать, возврат будет расценен налоговой как «обратная» продажа товаров: продавец фактически станет покупателем. Придется платить лишние налоги (см. пример 1). Как поступить?

Идеальный вариант, когда «не понравившийся» товар вам принесли в день продажи. Над реализацией (а значит, и НДС) тогда думать не придется, так как ее считают в конце рабочего дня на основании Z-отчета. Надо оформить возврат денег по кассе и считать ранее выданный чек ошибочно пробитым. По правилам эксплуатации ККМ (утверждены приказом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104) для этого кассир должен забрать у клиента кассовый чек и подписать его у заведующего и составить акт о возврате денег по форме № КМ-3. Плюс ко всему надо составить накладную на возвращаемый товар.

Однако этот вариант не подходит, когда покупку принесли позже. Ведь ее реализация тогда уже отражена на 90-м счете. Да и товар этот уже у покупателя в собственности. Но решение есть. Нарочно признайте, что возвращаемый вам товар не соответствует качеству или комплектности. Об этом укажите в накладной на оприходование ценностей.

Тогда по Гражданскому кодексу (ст. 475, 480) договор купли-продажи расторгается, поскольку не выполнены его условия. Товар возвращается в собственность продавца. И обе стороны оказываются в положении, которое было до продажи. А списать реализацию можно сторнировочными записями.

Пример 2

ООО «Пассив» – розничный магазин, торгующий бытовой техникой. 15 марта фирма продала гражданину микроволновую печь стоимостью 4720 руб. (в том числе НДС – 720 руб.). 30 марта он принес товар обратно, хотя никаких претензий по нему нет. «Пассив» все же товар принял. Себестоимость печи – 3000 руб.

15 марта бухгалтер сделал такие проводки:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 4720 руб. – поступили деньги от покупателя;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 720 руб. . – начислен к уплате НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 3000 руб. . – списана себестоимость микроволновой печи.

Чтобы не платить лишних налогов, «Пассив» принял товар как некачественный. 16 марта бухгалтер сделал следующие записи:

Дебет 50 Кредит 90-1

4720 руб. – сторнирована выручка;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

720 руб. – сторнирован НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

3000 руб. – восстановлена себестоимость микроволновой печи.

Если бы товар был возвращен в апреле, то за март «Пассиву» пришлось бы заплатить НДС в сумме 720 руб. А в следующем месяце бухгалтер поставил бы ее к вычету. Ну а если бы товар был отгружен в 2003 году, а его возврат приходился на 2004-й, корректировочные записи бухгалтер отразил бы по счету 91. Поскольку на счете 90 «Продажи» отражают только операции отчетного периода. При этом нужно будет подать уточненные декларации по налогу на прибыль и налогу с продаж.

Продавец в этом случае не пострадает. То, что ему вернули нормальный товар, а не «дефектный», доказать очень трудно.

Однако есть товары, которые не подлежат возврату и обмену. Их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. К таким товарам относят парфюмерию, текстиль, автомобили и др. Чтобы расторгнуть договор по таким товарам, лучше всего использовать формулировку «непредоставление информации о продаваемом товаре». Дальше все так же: договор расторгается, право собственности переходит к продавцу, сторнировочные записи.

А закончим оптом и производством

Свои товары оптовики и производители продают другим оптовым или розничным продавцам. Оформить от них возврат, чтобы не получилось «двойной» реализации, вы можете, как и в рознице: специально нарушить условия договора купли-продажи и тем самым свести на нет переход права собственности (а вместе с тем и НДС). Подходящих поводов для этого больше, чем в рознице:

  • товар поступил в меньшем количестве, чем должно быть по договору (ст. 466 ГК РФ);
  • ассортимент товара не совпадает с заказом (ст. 468 ГК РФ).

Основанием для возврата будет акт об установленном расхождении по качеству и количеству по форме № ТОРГ-2.

Чтобы стимулировать продажи, многие оптовики принимают обратно тот товар, который не смогли реализовать розничные торговцы. Это называется «возврат». Самый оптимальный вариант, чтобы право собственности не переходило дважды (и не начислялся «лишний» НДС), – прописать в договоре буквально следующее: «товары переходят в собственность к покупателю в момент их оплаты».

В этом случае реализация будет происходить только один раз, когда розничный продавец рассчитается с вами за проданный им товар. А те ценности, которые у него не продались, он вернет по возвратной накладной. Ну а раз возвращаемые товары принадлежат оптовику, НДС платить не надо.

Пример 3

ЗАО «Альянс» занимается оптовой торговлей рекламными журналами (облагаются НДС по ставке 18%). Оно продает журналы розничному магазину. Причем те из них, которые у него не купили, продавец возвращает поставщику. 5 января 2004 года «Альянс» отгрузил 30 одинаковых журналов по цене 59 руб./шт. (в том числе НДС – 9 руб.). Согласно заключенному договору, право собственности на журналы переходят в момент их оплаты. Себестоимость одного журнала – 40 руб. (без учета НДС). 10 февраля от магазина на расчетный счет поставщика за 20 журналов поступило 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.).

В учете «Альянса» были сделаны такие проводки:

5 января

Дебет 45 Кредит 41

– 1200 руб. (30 шт. x 40 руб./шт.) – журналы отгружены магазину;

10 февраля

Дебет 51 Кредит 62

– 1180 руб. – поступили деньги от продажи журналов;

Дебет 62 Кредит 90-1

– 1180 руб. – отражена выручка;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 180 руб. – начислен к уплате НДС;

Дебет 90-2 Кредит 45

– 800 руб. (20 шт. x 40 руб./шт.) – списана себе-стоимость журнала.

НДС в сумме 180 руб. «Альянс» перечислит в бюджет до 20 марта, если налоговым периодом является месяц. Или не позднее 20 апреля, если НДС фирма платит поквартально.

Суровые реалии

Однако, к сожалению, зачастую магазины не сообщают оптовику того, что они продали. Вы им периодически отгружаете товар, а от них поступают «обезличенные» деньги. Иными словами, не видно, какой именно товар они продали и, соответственно, за что поступили деньги. Разбираться порой бесполезно. Тем более что по закону магазин и не обязан отчитываться перед оптовиком, ведь это не договор комиссии. Он обязан погасить задолженность, да и только. Как быть?

Можно предусмотреть в договоре обязанность магазина представлять, например, в конце каждого месяца заверенный печатями отчет. Он и будет содержать всю информацию, необходимую для определения момента реализации. Ведь в конце концов «розница» всегда знает, какие товары проданы. Но тут выступает человеческий фактор: не всегда магазины согласны принять на себя дополнительную «бумажную» работу.

Приходится искать выход дальше. Задача – выделить из всех поступивших денег себестоимость товара, который фактически был продан. Для этого в учетной политике закрепите собственную «методологию определения себестоимости реализованного товара при переходе права собственности после оплаты». Такую возможность предоставляет пункт 8 ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций». К примеру, вы можете определять себестоимость товара по удельному весу от выручки.

Пример 4

Продолжим пример 3. Допустим, что «розница» не сообщает «Альянсу», за какие журналы она перечисляет деньги. Чтобы списать покупную стоимость проданных товаров в затраты, бухгалтер решил рассчитать удельный вес себестоимости одного журнала в выручке от ее реализации:

40 руб. : (59 руб. – 9 руб.) = 0,8.

Такой порядок действий закреплен учетной политикой ЗАО «Альянс». Таким образом, получив от покупателя 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.), бухгалтер спишет на себестоимость проданных журналов 800 руб. ((1180 руб. – 180 руб.) x 0,8).

совет

Финансовый менеджер компании «МКЛ» В. Середняков:

«Если вы отгружаете в розницу товары разного ассортимента с большой разницей в цене, рассчитать среднюю себестоимость проданного невозможно. В таком случае ничего не остается, как отгружать магазину товар и одновременно делать проводку по дебету счета 90. То есть сразу отражать реализацию. Если вы платите НДС «по отгрузке», придется сразу заплатить налог. А потом когда вам поступит накладная на возврат товаров, вы на ее сумму сторнируете сумму реализации и уплаченный с нее НДС). Если же фирма платит НДС «по оплате», налог надо будет заплатить по расчетной ставке 18/118, когда деньги фактически поступят. Недостаток этого варианта в том, что он может привести к искажению бухгалтерской отчетности».

Т. Русинова, генеральный директор компании «Академия Аудита», www.academ.ru

Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия»

Начать дискуссию