Менеджмент

Дорогу малым предпринимателям!

27 июля 2007 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Рассказать о судьбе закона корреспондент ИА «Клерк.Ру» Лев Мишкин попросил одного из его авторов - Лиану Пепеляеву, депутата Государственной Думы.
Дорогу малым предпринимателям!
Лиана Пепеляева, депутат Государственной Думы.

27 июля 2007 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Рассказать о судьбе закона корреспондент ИА «Клерк.Ру» Лев Мишкин попросил одного из его авторов - Лиану Пепеляеву, депутата Государственной Думы.

Лиана Витальевна, чем вызвана необходимость принятия данного закона?

4 июля федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой. Прежний закон принимался еще 12 лет назад. Обстановка в стране за эти годы существенно изменилась. Это касается и экономической ситуации, и законодательства в целом. С 2005 года из прежнего закона был исключен целый ряд статей, в результате чего он стал практически неработоспособным. Кроме того, действующий закон касался только субъектов малого предпринимательства. Но как показывает мировой и европейский опыт, не менее важно развивать и средний бизнес В этой связи законом впервые вводится термин «субъекты среднего предпринимательства».

Какое правовое регулировании предусматривается принятым федеральным законом?

Закон закладывает основы для оказания конкретных мер поддержки. Конкретные льготы им не предоставляются. Конкретика будет проявляться в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые на основании этого закона будут принимать органы власти всех уровней. Именно для реализации этих программ законом между ними распределены полномочия, определены основные принципы поддержки. Первый - принцип, согласно которому установлен заявительный порядок обращения за поддержкой. Организации не надо нигде специально регистрироваться, получать статус «малого предприятия» и так далее. Второй - принцип равного доступа субъектов к участию в соответствующих программах поддержки. Это значит, что не может устанавливаться никаких преференций для одних субъектов в сравнении с другими такими же субъектами малого или среднего предпринимательства. Третий - принцип открытости процедур поддержки. Информация о том, что органом власти была оказана поддержка конкретному субъекту или отказано в поддержке другому является общедоступной. Это норма является антикоррупционной.

В числе форм поддержки закон предусматривает: финансовую, имущественную, информационную, консультационную, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и другие, в том числе поддержку субъектов, действующих в отдельных отраслях.

После того как соответствующей программой будут определены конкретные формы поддержки организация или предприниматель смогут обращаться за их получением.

То есть, поддерживающие меры будут оказываться только обратившимся?

Да. Но необходимо отметить, что закон одновременно содержит целый перечень мер, с помощью которых будет реализовываться государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства. И эти меры будут действовать в отношении всех субъектов. Такими мерами могут быть специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета, льготный порядок расчетов при приватизации имущества и так далее. Например, для малых и средних предприятий могут быть особые условия при размещении заказов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

Какие критерии устанавливаются принятым законом для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства?

Во-первых, средняя численность работников. Если число работников менее 100, то это малое предприятие. Если от 100 до 250 человек – это среднее предприятие. Отдельно в составе малых предприятий мы выделили микропредпрятия с числом работников до 15 человек. Такое деление позволит при необходимости четко адресовать меры поддержки и создавать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида.

Во-вторых, выручка от реализации и балансовая стоимость активов за календарный год. Конкретные значения этого критерия для каждой категории будут устанавливаться Правительством России. Такой подход мне кажется обоснованным, поскольку эти значения могут колебаться, а реакция Правительства будет более оперативной.

С какого момента закон вступит в силу? Что необходимо для его реализации?

После подписания закона Президентом он вступит в силу с 1 января 2008 года. Как я уже говорила, закон закладывает основы государственной политики поддержки в этой сфере, для того чтобы он заработал в полную силу нужны активные действия от субъектов всех уровней власти. Во-первых, Правительство должно будет определить значения одного из критериев отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса – критерия выручки от реализации и балансовой стоимости активов. А во-вторых, естественно, должны быть сформулированы и утверждены конкретные программы поддержки - федеральные, региональные, муниципальные. Я очень надеюсь на оперативность действий на всех уровнях.

Будет ли депутатами Государственной Думы продолжена работа по совершенствованию законодательства о малом и среднем предпринимательстве?

Безусловно, работа будет продолжена. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится еще один проект федерального закона, направленный на совершенствование законодательство о малом и среднем предпринимательстве, внесенный теми же депутатами, что и принятый закон. Осенью работа над ним будет продолжена.

Начать дискуссию