Менеджмент

Сертифицированный менеджмент

Сейчас многие компании стремятся пройти сертификационный аудит систем менеджмента. В связи с этим перед каждой их них встает проблема выбора сертификационного органа. Об этой и других проблемах сертификации систем менеджмента корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Роман Приходько, директор по продажам компании BSI MS CIS.
Сертифицированный  менеджмент
Роман Приходько, директор по продажам компании BSI MS CIS

Сейчас многие компании стремятся пройти сертификационный аудит систем менеджмента. В связи с этим перед каждой их них встает проблема выбора сертификационного органа. Об этой и других проблемах сертификации систем менеджмента корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Роман Приходько, директор по продажам компании BSI MS CIS.

Роман, расскажите об истории возникновения вопроса сертификации систем менеджмента компаний.

Все началось во второй половине прошлого века, когда мировая экономика начала развиваться бурными темпами за счет увеличения спроса и развития новых технологий, освоения новых областей. Однако ресурс этих аспектов не может быть бесконечным. В жизни любой компании наступает момент, когда она находится на пике использования внешних факторов и для сохранения конкурентных преимуществ и дальнейшего развития ей необходимо искать новые пути для повышения эффективности, а именно использовать внутренние резервы. Один из таких путей – это совершенствование управленческих процессов, что позволяет руководству не только четко структурировать и систематизировать бизнес, но и предусмотреть как внутренние, так и внешние риски в различных аспектах, максимально сосредоточиться на удовлетворении потребностей заказчиков, значительно снизить затраты благодаря предсказуемости бизнеса, тем самым добиваясь новых существенных конкурентных преимуществ. Тем более, что любая система менеджмента требует постоянного развития организации. Это часто приводит к тому, что уровень развития бизнес-процессов компаний не только идет в ногу с актуальными требованиями экономики, но и опережает их.

Что дает компании сертификация систем менеджмента?

Глобализация современной экономики объективно требует унификации требований к игрокам рынка. Это значительно упрощает торговые отношения, когда бизнес разговаривает между собой на одном языке, понятном, прозрачном и эффективном. Международные стандарты на системы менеджмента призваны увеличить не только эффективность самих организаций, но и повысить доверие к ним со стороны конечных потребителей, заказчиков и контрагентов. У каждой организации, независимо от размера и направления деятельности есть свои корпоративные требования, своя политика.
Современный бизнес стал настолько сложным с точки зрения объема и технологии процессов, что быстро разобраться в том, насколько может оказаться состоятельным и эффективным новый партнер, что принесет новая сделка, бывает очень не просто и требует времени. А время – деньги. Существенно облегчают эту задачу сертифицированные системы менеджмента организаций, которые демонстрируют всем заинтересованным сторонам авторитетное и независимое подтверждение того, что организация не только соответствует международно-принятым и признанным бизнесом стандартам, но и требованиям локального законодательства, заботится о качестве своей продукции и услуг, стремится к снижению рисков, непрерывно совершенствует свою структуру. Одним словом, сертификат соответствия системы менеджмента компании дает ей значительные конкурентные преимущества, позволяя не только успешно взаимодействовать с другими участниками рынка, но и повышать доверие со стороны потребителей.

Какие российские компании в основном нуждаются в сертификации? Кто является вашими основными клиентами?

Необходимо отметить, что сертификация – дело добровольное. И в современных условиях сертификат на систему менеджмента – не просто «красивая игрушка» или «правило хорошего тона» – это жизненная необходимость. Очень многие российские компании сегодня уже понимают это и предпринимают в этом направлении необходимые меры. Конечно, еще остается очень много организаций, руководство которых скептически относится к данному вопросу, некоторые организации оптимизируют свои бизнес-процессы, внедряя международные стандарты, но, не сертифицируют их. Рано или поздно, такие компании придут к необходимости сертификации своих систем менеджмента, особенно в свете подготовки вступления России в ВТО, где такие сертификаты служат своеобразным «пропуском» в большой бизнес и клуб надежных и эффективных партнеров.

Охарактеризуйте состояние сегодняшних систем менеджмента на российских предприятиях.

К сожалению, зрелыми и эффективными системами менеджмента характеризуется далеко не большинство российских организаций. Есть общая тенденция к тому, что растет понимание со стороны владельцев бизнеса в необходимости внедрения международных стандартов в организациях. Но существует очень много объективных причин, препятствующих этому процессу.
Во-первых, нехватка знаний и опыта у менеджеров среднего звена, во-вторых, присущая русской ментальности консервативность, когда все новое в большинстве случаев воспринимается «в штыки». В-третьих, нередко присутствует желание руководства компаний получить именно сертификат, а не внедрить систему менеджмента, в-четвертых, формализм и незаинтересованность в подходе к вопросам оптимизации бизнес-процессов организации и так далее.
Безусловно, на общем фоне, в России есть организации, которые инвестируют в свое развитие и уже сделали ставку на международные стандарты, и эти компании сегодня демонстрируют наилучшие результаты и являются флагманами российской экономики.

Может ли так случиться, что компания не пройдет сертификацию систем менеджмента?

Естественно, это как экзамен, на котором если вы не знаете предмет, то гарантированно получите неудовлетворительный результат, если вас, конечно, не будут «тянуть за уши». К сожалению, в российской практике такие случаи нередки, но они быстро становятся достоянием гласности, и в этом случае проигрывает как сама компания, так и орган по сертификации. Таких примеров множество, но не хотелось бы их озвучивать.
Однако здесь стоит понимать, что, в принципе, у любой организации есть система управления. Вопрос заключается в том, насколько эта система работает эффективно и отвечает требованиям международных стандартов. Случается, что у организации есть система менеджмента, она функционирует, развивается, но ответственные менеджеры по разным причинам не могут ее достойно представить аудиторам органа по сертификации, что производит впечатление формального существования системы.

По каким принципам следует компании отбирать орган, который сможет провести сертификацию?
Выбор, по-моему, должен строиться по следующим критериям:
- репутация и известность, портфолио;
- компетенция команды аудиторов;
- гибкость в подходах к требованиям и пожеланиям заказчиков;
- ясно сформулированное прозрачное коммерческое предложение;
- методика проведения аудита, включающая четкий и понятный план проведения аудита и полноценный развернутый отчет о его результатах;
- международное признание сертификата.
На последнее место я бы поставил стоимость услуг. Безусловно, это один из ключевых критериев, но его необходимо рассматривать только в совокупности с вышеприведенными, поскольку он складывается именно из них. Орган по сертификации инвестирует немалые средства в поддержание своей репутации, развитие компетенции аудиторов, иными словами в качество оказываемых услуг. А качество, как известно, имеет определенную стоимость.

Каким образом происходит взаимодействие компании, которая прошла сертификацию, и вашей компании, как сертифицирующего органа, после завершения всего процесса?

Все очень просто. Сертификация – это не разовый процесс. Организация в течение срока действия сертификата обязана его поддерживать, то есть подтверждать не только свое соответствие требованиям стандарта, но и демонстрировать непрерывное совершенствование, развитие системы. С этой целью органы по сертификации проводят периодические инспекционные визиты сертифицированных организаций, с ре-сертификацией на третьем году цикла. А основным документом, помогающим организациям в поддержании и развитии системы является отчет о проведении аудита, указывающий не только на слабые места в системе, но и, как это принято в BSI, подчеркивающий ее сильные стороны, позволяя реально «ощутить» ценность и эффективность проделанной работы.

Начать дискуссию