Банки

Любой банк можно заподозрить в «отмывании»

В сентябре Россия приступает к прохождению третьего раунда оценки соответствия национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма стандартам Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ). Успешное завершение этого раунда станет свидетельством того, что наша страна движется в верном направлении, и уже достигла на этом пути серьезных результатов. О положении дел с исполнением Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» корреспондент ИА «Клерк.Ру» беседовал с адвокатом, партнером Юридической фирмы «ЛИД Консалтинг» Александром Линниковым.
Любой банк можно заподозрить в «отмывании»
Адвокат, партнер Юридической фирмы «ЛИД Консалтинг» Александр Линников

В сентябре Россия приступает к прохождению третьего раунда оценки соответствия национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма стандартам Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ). Успешное завершение этого раунда станет свидетельством того, что наша страна движется в верном направлении, и уже достигла на этом пути серьезных результатов. О положении дел с исполнением Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» корреспондент ИА «Клерк.Ру» беседовал с адвокатом, партнером Юридической фирмы «ЛИД Консалтинг» Александром Линниковым.

- Александр, расскажите о том, как закон о противодействии отмыванию доходов реализуется на практике?

– В начале августа исполнилось шесть лет с момента подписания данного закона Президентом. Однако, несмотря на довольно продолжительный срок действия «антиотмывочного» закона, статистика правоохранительных органов говорит, что мошенники продолжают весьма успешно действовать. По данным, приведенным Генеральным прокурором Юрием Чайкой, легализованная сумма преступных доходов по оконченным в 2006 году уголовным делам составила около 7 млрд рублей, при этом арест на имущество обвиняемых наложен лишь на сумму 562,8 млн рублей, а изъято имущества, денежных средств, ценностей и добровольно возращено государству на сумму 613,9 млн рублей. По словам начальника департамента экономической безопасности МВД Евгения Школова, только за пять месяцев текущего года ущерб от легализации денег, приобретенных преступным путем, составил более 400 млн рублей.

– Каким образом ведется борьба с отмыванием денег?

– Общественно признанный показатель «эффективности» работы системы противодействия легализации преступных доходов (ПОД/ФТ) в банковской сфере – отзыв лицензий. На данный момент с начала года их отозвано 27 (60 в 2006 г.). В большинстве случаев основанием для отзыва стало именно нарушение банками законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Последний случай отзыва – 15 августа 2007 г. коммерческий банк «Эрмитаж» и Международный Банк Сотрудничества.

Создана – и уже достаточно эффективно работает – информационно-аналитическая система, позволяющая отслеживать сомнительные финансовые операции. За несколько месяцев 2007 года в Росфинмониторинг поступило более 2 миллионов сообщений, из них 1,5 миллиона сами банки квалифицировали как подозрительные.

В 2006 году проведено около 8 тысяч финансовых расследований, что на треть больше, чем в 2005 году, и вдвое больше, чем в 2004. Это показательно – качество системы противодействия отмыванию нелегальных доходов неуклонно растет.

– Нарушения происходят по вине банкиров?

– Не только. Дело в том, что даже при условии выполнения абсолютно всех нормативных требований Закона, банк могут заподозрить в «отмывании» нелегальных доходов. К примеру, российские банки лишены возможности отказать клиенту в открытии счета и в одностороннем порядке закрывать их, в случаях, когда существует обоснованное подозрение в отмывании денег. Для исправления ситуации необходимо вносить изменения в Гражданский кодекс. Однако делать это надо продуманно, чтобы исключить возможную дискриминацию со стороны банков по отношению к клиентам.

Если говорить о самом Законе № 115-ФЗ, то он еще далек от совершенства. На практике он приводит к тому, что банки подвергаются неадекватным санкциям за нарушения, в которых они к тому же зачастую не виноваты. Например, есть такое профессиональное выражение (ни в каком законе не сформулированное) – «отбраковка». Банки ежедневно по электронной почте направляют информацию о сомнительных сделках в Росфинмониторинг. Эти уведомления не всегда выполнены в нужном формате. Случается так, что система их «отбраковывает» и возвращает отправителю. В этом случае оказывается, что банк нарушил закон – вовремя не проинформировал контролирующие инстанции о совершенной операции. И подобное нарушение приравнивается к «отмыванию» денег или финансированию терроризма.

– Насколько распространено это явление?

- Справедливости ради нужно отметить, что число «отбраковок» в России неизменно сокращается: в 2005 году в общем числе сообщений отбракованные составляли около 5%, в 2006 году – немногим более одного процента, а в первом квартале этого года – 0,6%. Но сути дела это не меняет – «дыры» в законе быть не должно.

И эта «дыра», к сожалению, не единственная. В частности, четвертый пункт первой части седьмой статьи 115-ФЗ гласит, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны «документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом…». Однако бывает и так, что кредитные организации зачастую сами не могут знать о соответствующей операции на следующий день после ее совершения и, соответственно, не способны вовремя направить уведомление о ней. Однажды на некий банк был наложен штраф за то, что он несвоевременно проинформировал Росфинмониторинг о сделках с недвижимостью. Но когда клиент совершает подобную сделку, информация об этом поступает в банк из регистрирующего органа через несколько дней, а если документы идут по почте – то и через неделю. Получилось, что банк, не совершив ничего противоправного, тем не менее, нарушил закон и был наказан. А подобные наказания могут привести к отзыву лицензии.

– Как можно, на ваш взгляд, исправить ситуацию?

– Нужна предельная четкость формулировок закона. Если они допускают разночтения, это ведет к формализму и бюрократическому произволу. Должна существовать своего рода шкала нарушений банками нормативных положений системы ПОД/ФТ. Надо разделить нарушения на технические, к которым применять предписания, требующие их устранить, и содержательные, за которые применять меры воздействия по всей строгости закона.

– В последнее время много разговоров идет о предстоящем в сентябре и ноябре третьем раунде оценки России Международной группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Почему ему придается такое большое значение?

– Дело в том, что еще в 2000 году ФАТФ занесла Россию в свой «черный список». После того, как в следующем году в нашей стране был принят Закон о противодействии отмыванию нелегальных доходов, эта организация решила не подвергать Россию никаким санкциям, однако и из «черного списка» не исключила (это произошло лишь год спустя). В 2003 году РФ вступила в ФАТФ, и теперь обязана соответствовать ее, весьма строгим, правилам. Это соответствие осенью и подвергнется проверке.

Будет проведена комплексная оценка работы как Росфинмониторинга, так и организаций, судебных и правоохранительных органов. Также будет оценено соответствие российского законодательства рекомендациям ФАТФ в части борьбы с отмыванием и финансированием терроризма. Впрочем, я полагаю, что в настоящее время российская система ПОД/ФТ, несмотря на частные дефекты, в своей основе соответствует требованиям ФАТФ, и проверка пройдет успешно для нашей страны.

Начать дискуссию