Возможно, предприятия потребительского рынка с высоким годовым оборотом обяжут установить терминалы для приема платежей по банковским картам. Данная мера, по мнению депутатов Госдумы, должна помочь сократить процент теневой наличности.
Елена Маляренко
Обязать и поощрить
Перспективы развития рынка платежных карт были открыты на II международной конференции «Банковские карты: эффективный бизнес». Участники дискуссии сошлись в едином мнении, что сегодня данная отрасль экономики плохо отражена в законодательстве, поэтому необходимо корректировать уже действующие нормы и вводить новые. Заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков предложил свой вариант поправок. По его словам, Центробанк и группа финансового мониторинга ведут активную борьбу с незаконным обналичиванием средств. Данные меры привели к удешевлению электронных денег, и сегодня они стоят на 8—10 процентов ниже, чем наличные. Поэтому организации, имеющие терминалы для приема пластиковых карт, намеренно отказываются от приема карточек, заявил Анатолий Аксаков:
— Это ведет к росту доли «серого» оборота, криминального бизнеса, уклонению фирм от налогов. Изменить ситуацию может только комплекс жестких мер по развитию системы безналичных платежей.
Конкретные предложения в виде двух законопроектов депутат внес на рассмотрение в Госдуму. Документы содержат правовые нормы об обязательном приеме платежных карт и направлены на развитие их инфраструктуры. По словам законодателя, необходимо обязать торговые точки и предприятия сферы услуг устанавливать терминалы по приему безналичных платежей. Правда, не все фирмы, а лишь те, у которых годовой оборот достигнет определенного размера. Определять его будут субъекты Федерации. Также законопроект вносит изменения в пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса. А именно: местным властям может быть предоставлено право давать 1-процентную льготу по налогу на прибыль организациям, которые используют банковские терминалы по приему безналичной оплаты, сказал Анатолий Аксаков:
— Мы пошли по пути «кнута и пряника»: с одной стороны, местные администрации смогут обязывать торговые точки устанавливать терминалы, а с другой — предоставлять за это налоговую льготу. Но данное предложение, по словам депутата, встретило возражения его коллег. Например, противники изменений указали на то, что подобное поощрение для фирм уже предусмотрено действующим законодательством. Дело в том, что местные власти наделены полномочиями предоставлять льготу по налогу на прибыль организаций в пределах 4 процентов с целью поощрения той или иной отрасли на своей территории. Но такое возражение не смутило Анатолия Аксакова. Он сообщил, что на практике применить действующую норму субъекты Федерации не могут. По словам депутата, Минфин зачастую упрекает местные власти в том, что, устанавливая такую льготу, они создают офшоры. Надо еще постараться убедить Минфин, что эти льготы были необходимы для стимулирования финансовых процессов, отметил он:
— Чтобы избежать указанных проблем, в представленных на рассмотрение проектах четко оговорена льгота именно за использование терминала по пластиковым картам. В данном случае правительство не сможет упрекнуть субъекты Федерации в пособничестве офшорным схемам. При этом доля безналичных расчетов должна возрасти.
С этой же целью Анатолий Аксаков предложил развивать систему лояльности, или бонусов, которые банки начисляют клиентам за использование платежных карт при расчетах. Например, за 10 безналичных оплат на счет держателя карты поступают дополнительные средства, заявил он:
— Таким образом банки пытаются привлечь население расплачиваться виртуальными деньгами чаще. Ведь сегодня в основном люди владеют зарплатными карточками и используют их для обналичивания своего заработка.
Однако, по словам депутата, законодательство неоднозначно трактует данные бонусы. Налоговики оценивают их как дополнительный доход клиента, который должен облагаться НДФЛ. Но, в связи с тем что суммы бонусов невелики, это очень трудоемкая ра-бота для бухгалтеров предприятий, которые должны вести учет и перечислять налог в бюджет за работника. Не менее сложно администрировать данные платежи и инспекторам ФНС. Поэтому было бы целесообразно отменить взимание подоходного налога с сумм бонусов, отметил Анатолий Аксенов:
— Данный шаг, с одной стороны, простимулирует держателя карты на покупки по безналу, а с другой — освободит налоговые органы и бухгалтеров от ненужной работы.
Эти инициативы депутат внес в виде законопроектов в Госдуму. Сейчас документы поступили в Минфин и Минэкономразвития.
Найти и обезвредить
Не менее острой проблемой развития рынка безналичных расчетов является увеличение доли мошеннических операций. Об этом заявил старший следователь Следственного комитета МВД Андрей Доронин. По его словам, судебная практика показывает, что одной из проблем при расследовании данной категории преступлений является несовершенство законодательства, а именно Уголовного кодекса. Основной статьей, по которой милиция может привлечь к ответственности преступников, занимающихся карточными махинациями, является статья 187 Уголовного кодекса. Она предусматривает ответственность за сбыт поддельных кредитных и расчетных карт, а также их изготовление. Данная норма не изменялась уже 10 лет, отметил следователь:
— Положения этой статьи устарели и требуют внесения поправок, поскольку объем имитированных платежных карт увеличился и в связи с этим возросло количество преступлений.
По данным главного информационного центра МВД, за 6 месяцев текущего года органами внутренних дел зарегистрировано около 1000 преступлений, связанных с изготовлением и сбытом кредитных расчетных карт и других платежных документов. При этом ущерб от преступной деятельности составил более 100 млн рублей.
По словам Андрея Доронина, содержание статьи 187 Уголовного кодекса уже не в полной мере защищает правоотношения в сфере использования платежных карт. Например, ее положения предохраняют от изготовления только расчетные и кредитные карты, заявил следователь:
— Но сейчас уже существуют и предоплаченные карты (поскольку на эту карту не наносят имя держателя, ее можно получить сразу по обращении в банк. При этом на ней установлен лимит вносимых платежей. К таким картам относится Visa Travel. — Прим. ред.) (п. 1.5 положения Центробанка от 24 декабря 2004 г. № 266-П). Получается, что, если при задержании мошенников будут обнаружены поддельные карты, не являющиеся кредитными или расчетными, доказать вину преступников будет сложно.
Помимо этого следователь отметил еще один пробел законодательства. Он заключается в том, что сегодня нет единой системы терминов и определений и зачастую сотрудники МВД сталкиваются с противоречащими друг другу комментариями к статьям Уголовного кодекса.
В связи с изложенными недочетами в законодательных актах, по мнению представителя ведомства, необходимо защитить предоплаченные и другие виды платежных карт, установить ответственность за их изготовление с целью сбыта, а также за использование поддельных платежных карт, ПИН-кодов и другой конфиденциальной информации.
За что лишат свободы
Статья 158 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за хищение денежных средств в банкоматах. За это преступление воры поплатятся суммой, равной 80 тысячам рублей, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Статья 187 предусматривает ответственность за изготовление и сбыт банковских карт. Преступника ждет лишение свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей.
Статья 272 квалифицирует преступления в сфере высоких технологий. Данную статью применяют в связи с тем, что преступные деяния, связанные с кредитными картами, совершаются посредством неправомерного доступа к компьютерной информации. Осужденные должны будут заплатить штраф в размере до 200 тысяч рублей или дохода за период до 18 месяцев.
Проблемы и перспективы
Свою точку зрения на развитие бизнеса платежных карт высказали и представители Центробанка. По словам заместителя председателя ведомства Татьяны Чугуновой, использование карточки позволяет сделать более прозрачными финансовые операции и снизить издержки по реализации налично-денежного обращения. Параллельно использование банковских карт, их универсальность позволяют развивать и другие направления, в частности — производственные и социальные, отметила она. Оценивая ситуацию развития данного спектра услуг, заместитель председателя Центробанка привела статистику, согласно которой доля расчетов пластиковыми картами за 2007 год достигла 32,6 процента. Хотя этот показатель все равно еще недостаточно высок, заявила Татьяна Чугунова:
— Поэтому важную роль в развитии бизнеса расчетных карт играет развитие инфраструктуры. В этой сфере заметны положительные тенденции. Например, растет количество банкоматов. Сегодня насчитывается около 275 тысяч единиц такой техники. Однако она распо-ложена на территории страны неравномерно: 60 процентов приходится всего на 8 регионов, из которых 40 процентов составляет Москва и Московская область. Эти показатели говорят о том, что нужно развивать данный бизнес и на других территориях.
Тем не менее Татьяна Чугунова отметила, что Центробанком была изменена нормативная база по регулированию бизнеса платежных карт и это уже помогло его развитию сегодня. Например, Центробанк впервые систематизировал порядок погашения кредитов и уплаты процентов по ставкам на счетах и пластиковых картах. Помимо прочего ведомство расширило перечень операций, которые могут осуществляться с их помощью.
Получается, что первые шаги в развитии безналичных расчетов сделаны, однако этих мер недостаточно. Поэтому остается ждать реализации новых программ, о которых говорилось ранее.
Начать дискуссию