Основные средства

Автомобиль в комплекте с расходами

Транспортное средство не только помогает предприятию получать доход, но и требует значительных затрат. Большинство из них можно списать в целях налогообложения прибыли. Помогут фирмам уменьшить базу по прибыли и поправки, внесенные законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ: с 1 января 2008 года увеличена стоимость транспортных средств, к которым применяется пониженный коэффициент амортизации.

Транспортное средство не только помогает предприятию получать доход, но и требует значительных затрат. Большинство из них можно списать в целях налогообложения прибыли. Помогут фирмам уменьшить базу по прибыли и поправки, внесенные законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ: с 1 января 2008 года увеличена стоимость транспортных средств, к которым применяется пониженный коэффициент амортизации.

А. Сормова

Виды расходов

Основными видами затрат, связанных с эксплуатацией автотранспорта, являются расходы на ГСМ, на ремонт и техобслуживание, плата за проведение техоосмотра, а также затраты на мойку и парковку. Кроме того, организация уплачивает различные страховые взносы. Это ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), взносы на которое платят все владельцы автомобилей. Также существуют виды добровольного страхования: АвтоКАСКО (добровольное страхование от угона и ущерба, ДСАГО (добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств). В таблице показано, каким образом учитываются данные расходы в целях налогообложения прибыли и отражаются в бухгалтерском учете (см. таблицу).

Таблица

Вид расходов Обложение налогом на прибыль Бухучет
Приобретение ГСМ (топлива, автомасел, технических жидкостей) В зависимости от назначения автомобиля — либо относится к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК), либо к прочим как расходы на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК, письмо УФНС по г. Москве от 19 июня 2006 г. № 20-12/54213@) Относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 и 8 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н)
Техническое обслуживание и ремонт Включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 253 ст. 260 НК)
Затраты на мойку, парковку, стоянку Являются расходами на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК, письмо Минфина от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/530)
Проведение технического осмотра Плата за техосмотр при покупке автомобиля включается в его первоначальную стоимость (письмо Минфина от 5 июля 2006 г. № 03-06-01-04/138).
Затраты на периодический обязательный техосмотр относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК)
ОСАГО Включается в состав прочих расходов в размере страховых тарифов. Если тарифы не утверждены, расходы учитывают в размере фактических затрат (п. 2 ст. 263 НК) Отражаются как расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).
Сумму взноса сначала отражают как расходы будущих периодов, а потом списывают равномерно в течение времени действия договора
АвтоКАСКО Включается в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК, письмо УФНС по г. Москве от 2 марта 2006 г. № 20-12/16322)
ДСАГО Не учитывается для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина от 7 сентября 2005 г. № 03-03-02/74, письмо УФНС по г. Москве от 18 сентября 2003 г. № 26-12/51429)

Не принимаются в расходы при определении налога на прибыль плата за стоянку задержанных автомобилей и административные штрафы за нарушение правил дорожного движения.

Основное требование для признания расходов на содержание автомобиля для целей налогообло-жения прибыли — это их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК). Кроме того, все затраты должны быть подтверждены соответствующими документами.

Формула для расчета норм бензина

Одним из основных видов расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией автотранспорта, являются затраты на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) — топлива, автомобильных масел, специальных жидкостей.

Минфин в письме от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223 указал, что при определении обоснованности затрат на покупку ГСМ для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Руководящем документе Р 3112194-0366-03 (утверждены Минтрансом 29 апреля 2003 г.).

Нередко проблема определения расходов возникает по отношению к автомобилям иностранного производства. Базовые нормы расхода топлива на иномарки в расчете на 100 километров приведены в разделе 1.1.2 Руководящего документа. В разделе 1.1 дана формула для расчета нормируемых расходов ГСМ для легковых автомобилей:
Qн = 0,01 × Нs × S × (1 + 0,01 × D),
где — нормативный расход топлива, литры;
Нs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Если фирме принадлежит автомобиль, по которому в данном документе нет утвержденных норм, то при расчете норм расхода топлива нужно руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставленной производителем машины. Рассчитанная таким образом норма расхода топлива для соответствующей модели автомобиля утверждается приказом руководителя организации.

к сведению

С 1 января 2008 года у предприятий появится возможность быстрее списывать недорогие автомобили. Коэффициент 0,5 к норме амортизации будет применяться в отношении легковых автомобилей стоимостью более 600 000 рублей и пассажирских микроавтобусов стоимостью более 800 000 рублей. Эта поправка введена в пункт 9 статьи 259 Налогового кодекса законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ. Напомним, что в настоящее время предел стоимости для автомобилей составляет 300 000 рублей, а для автобусов — 400 000 рублей.

Путевой лист

Первичным документом учета работы автомобиля и основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист (Постановление Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»). Автотранспортные организации обязаны использовать альбомную форму путевого листа, утвержденную вышеназванным постановлением.

Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего расходы на покупку ГСМ (письмо Минфина от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). В этой форме должны быть следующие реквизиты: наименование документа, дата его составления, название организации, содержание хозяйственной операции, единицы измерения продукции в денежном и натуральном выражении. Также в путевом листе указывают должности лиц, ответственных за данную операцию, и их личные подписи (п. 2 ст. 9 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

Раньше налоговики требовали, чтобы компании оформляли путевой лист только на 1 день или смену. На более длительный срок его разрешалось выписывать только в случае, когда водитель отправлялся в командировку. В настоящее время этот первичный документ можно составлять с такой периодичностью, чтобы по его данным можно было судить об обоснованности затрат. Об этом говорится в письме Минфина от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/2/23. Таким образом, если «путевка» отвечает этим условиям, то ее можно оформлять даже 1 раз в месяц. Эту позицию финансисты подтвердили в письмах от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327, от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77. Нужно отметить, что данное положение не касается автотранспортных предприятий, а также организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации автомобилей (в том числе служебных и специализированных машин и такси).

Кроме того, чтобы быть принятым в качестве документа, подтверждающего расходы на приобретение ГСМ, путевой лист должен содержать информацию о маршруте следования автомобиля, что позволяет судить об использовании его в служебных целях. Если организация применяет самостоятельно разработанный путевой лист, то его форма должна быть приведена в учетной политике (письмо УФНС по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253).

Роль менеджера в индустрии современной юриспруденции: от традиций к инновациям

Мировая юриспруденция подвергается значительным трансформациям под воздействием новейших технологий и современных подходов к управлению В итоге актуальна и достаточно нова фигура менеджера в юридической индустрии. Менеджер отвечает за эффективное функционирование юридических компаний, а также за внедрение инновационных решений.

Роль менеджера в индустрии современной юриспруденции: от традиций к инновациям

Начать дискуссию