Изъяны «левых» услуг банков

Почти любой банк может выдать кредит, невзирая на убыточный баланс, помочь обналичить деньги или сэкономить на зарплатных налогах. Воспользоваться этими банковскими «услугами» просто, были бы деньги. Но полной гарантии безопасности никакой банк вам не даст.

Почти любой банк может выдать кредит, невзирая на убыточный баланс, помочь обналичить деньги или сэкономить на зарплатных налогах. Воспользоваться этими банковскими «услугами» просто, были бы деньги. Но полной гарантии безопасности никакой банк вам не даст.

Не расслабляйтесь

Чаще всего директору важен «индивидуальный» подход служащих банка к его фирме. Неважно, какой это банк, главное, чтобы он внимательно и оперативно решал все возникающие вопросы. Клерки особенно внимательны к фирмам, готовым пользоваться различными схемами минимизации налогов, большинство которых завязано на обналичке.

Но каждый банковский служащий, будь он рядовой сотрудник или начальник отдела по работе с клиентами, заботится прежде всего о собственных комиссионных. Если за обналичку через якобы «чистую» фирму с вас берут 10 процентов от суммы, поищите другой банк. Себестоимость такой операции – всего 0,3 процента. При этом нормальная цена за обналичку – 0,5–3 процента от обналичиваемой суммы. Дополнительные проценты чаще всего оседают в руках сопровождающего вашу компанию сотрудника, минуя карман владельца банка.

Даже если в определенный момент начинает казаться, что вы установили прекрасные отношения с персоналом банка, расслабляться не стоит. Особенно если вы не общаетесь напрямую с хозяином банка. Не делитесь с клерками излишней информацией о вашей фирме. Если они обнаружат, что за вами никто не стоит, то в один прекрасный день, когда вы решитесь обналичить действительно крупную сумму, вас просто «кинут». А банковский служащий благополучно исчезнет.

Внезапно исчезают не только нечистые на руку клерки, но и сами банки. Тогда невозможно вернуть даже «белые» суммы, хранившиеся на расчетном счете. Не говоря уже о деньгах, которые вы надеялись получить «черным» налом.

Чтобы вас не «кинули» с обналичкой, ваш расчетный счет и счет обналичивающей фирмы должны быть в одном банке. Вы привозите платежку по перечислению денег – вам тут же отдают деньги или ликвидный банковский вексель. А вот с обнальщиками, которые говорят, что наличные надо ждать несколько дней, лучше не связываться.

Уязвимое место

Обналичка через банковские однодневки в глазах большинства обывателей надежнее, чем, например, через торговые фирмы. Мол, банк с его связями давно прикормил всех нужных людей. Не обольщайтесь.

Да, обналичка через банк имеет свои плюсы. Банк не ограничивает фирму ни местом, ни временем получения денег. Например, вы находитесь в Москве и договорились с поставщиком рассчитаться за товар во Владивостоке наличными. Посылать курьера в такую даль накладно. Оптимальный вариант – обратиться в банк, особенно если он имеет свое отделение в нужном вам городе. За 0,5 процента от суммы он примет ваши наличные или как вариант предложит фирму, на счет которой вы переведете безнал. Уже через несколько часов ваши расчеты с партнером будут завершены: он получит наличные деньги у себя во Владивостоке через посредника, указанного банком. Еще 0,3 процента банк возьмет за конвертацию, если продавец захочет получить не рубли, а доллары или другую валюту.

Но в отличие от фирм, ведущих нормальную деятельность и лишь подрабатывающих обналичкой, «представители» банковских однодневок получают наличные из кассы банка по поддельным паспортам. И это хорошо известно сотрудникам подразделений милиции по борьбе с налоговыми преступлениями.

«Наиболее уязвимой точкой в обналичке для самих обнальщиков является момент получения наличных в кассе банка, – рассказывает Виктор, бывший сотрудник налоговой полиции. – Не так сложно отследить, кто же именно снимает деньги со счета однодневки.

Обычно деньги снимают по поддельным документам, удостоверяющим личность. Что уже само по себе образует состав преступления по статье 327 Уголовного кодекса. То есть необходимо поймать за руку кассира-”обнальщика” в момент предъявления кассиру банка поддельного паспорта или просто обнаружить у него этот паспорт. При определенной оперативной проработке это вполне реально».

Дальше начинаются проблемы для вас – счета фирмы-однодневки арестовывают. Вместе с вашими деньгами, которые вы перечислили для обналички. Сделать это могут как налоговики (ст. 77 НК), так и суды по ходатайству следователя (п. 9 ст. 29 и ст. 115 УПК).

Подобные облавы на обнальщиков случаются не так уж редко. Конечно, банковские клерки держат их в секрете. Если банк заинтересован в вас, то скорее всего через некоторое время вы получите свои наличные. Если же вы не очень крупная птица, вас просто «кинут».

Милиция в курсе

Даже получая в банке «черный» нал сразу при предъявлении платежки, вы не гарантируете себе безопасность. При наличии времени и желании работники налоговой милиции докажут, что ваша фирма обналичивает деньги.

«Есть целый арсенал способов, с помощью которых доказывают, что компания занималась обналичкой и недоплачивала налоги, – рассказывает Виктор. – Начинают с выявления фирм, которые не сдают отчетность или показывают в отчетах минимальные обороты. Оперативники делают запросы в налоговую инспекцию и банк, а затем сравнивают полученную информацию. И если данные в отчетности не совпадут с суммами, проходившими через расчетные счета, эти фирмы (их еще называют “помойками”) попадают “в разработку”.

Милиция вряд ли будет устанавливать, кто реально стоит за “помойкой” – дело это долгое и труднодоказуемое. Скорее всего они выберут наиболее крупных “контрагентов”, пользовавшихся обналичкой.

Самым частым способом уклонения от уплаты налога на прибыль и НДС является именно перечисление денег на подставные фирмы (не хочу называть их однодневками, т. к. служат они своим создателям обычно месяцы, а то и годы). Например, очень широко применяют схему с “левым” ремонтом.

Компания заключает договор с фирмой-”помойкой” на выполнение работ по ремонту основных средств и платит за выполненные работы. “Помойка” снимает со счета полученные от нее деньги и возвращает их наличными за минусом своего вознаграждения. При этом все затраты на такой “ремонт” фирма относит на себестоимость, а НДС принимает к вычету.

Доказать, что у фирмы не было расходов на ремонт, не так уж сложно. Скорее всего директор и главбух не ставят в известность остальных работников фирмы, где и как они “экономят” на налогах. А посему очень легко простым опросом персонала выяснить, имели ли место те или иные расходы. Например, ремонтировалось ли здание (оборудование) в декабре 2003 года. Если да, то кем? Так, опросив (допросив) несколько работников предприятия и выяснив, что никаких ремонтных работ уже десять лет не производилось, милиция получает информацию, которая затем может стать основой для обвинения в неуплате налогов.

Доказательством будут и бухгалтерские документы. Например, в июне 2003 года вы списали два миллиона рублей на ремонт производственного оборудования. При этом, согласно данным учета, выпуск продукции на этом оборудовании производился ежедневно. Значит, никакие работы не проводились, если только технология производства не позволяет ремонтировать “на лету”.

К тому же современные методы строительной и другой экспертизы позволяют определить, производился ли ремонт и соответствуют ли сроки его проведения данным документов, по которым обналичивали деньги.

Еще один из источников сбора доказательств – анализ соблюдения пропускного режима на предприятии. Почти на всех заводах и крупных предприятиях работники имеют пропуска. Посторонним, таким, как работники подрядной организации, выдают временные пропуска. Если выяснится, что таких пропусков работникам фирмы-”помойки” не выдавали, можно доказать, что на территорию предприятия они не проходили. Следовательно, ремонтные работы – фикция».

«Затратные» схемы

Не думайте, что в милиции прорабатывают только схемы, построенные на фиктивных договорах о выполнении работ или оказании услуг. Знают оперативники и о так называемых затратных схемах. Такие схемы предлагают многие банки. По сути это обналичка под видом закупки товара у реального поставщика. Выглядит «затратная» схема так.

Фирма А покупает у реально существующей фирмы В 100 единиц товара по 5 рублей. Потом продает этот товар по 9 рублей. Чтобы скрыть 400 рублей возникающего в этом случае дохода (900 – 500), документы на приобретение товара оформляют от обналичивающей фирмы С. В них указывают, что цена купленного товара – 8 рублей за единицу.

Фирма А перечисляет на расчетный счет фирмы С 800 рублей за приобретенный товар, а потом получает их наличными за минусом вознаграждения.

В учете фирма А отражает поставку товара не от фирмы В, а от фирмы С. И платит налоги только со 100 рублей (900 – 800). Скрытые 300 рублей дохода (400 – 100) можно пустить на выплату «черной» зарплаты.

«Раскрутить “затратную” схему не так уж и сложно, – говорит Виктор. – Например, осматривая помещение во время проверки, где-нибудь на складе оперативники находят транспортную накладную от вашего реального поставщика – фирмы В.

Если ваш товар довольно специфичный и вы реализуете его систематически, то оперативники и налоговики постараются провести встречные проверки, чтобы обнаружить вашего действительного поставщика.

А дальше – обыски, выемки и остальные следственные действия».

Псевдостраховка

Разновидностей банковских зарплатных схем существует много, буквально под каждого конкретного клиента с фондом оплаты труда не менее 100 тысяч рублей. Суть их в следующем. Банк открывает счета для ваших работников, и подавляющая часть зарплаты попадает на них в виде ежемесячных страховых выплат, которые не облагаются ЕСН.

Чтобы застраховать сотрудников, берут кредит. Если он оформлен на фирму – это дополнительная нагрузка на бухгалтерию. Если на сотрудников фирмы – скорее всего появятся недовольные.

Каждому человеку не объяснишь, что «банк – порядочный», сбой в давно накатанной схеме невозможен, а если и возможен, то никто никогда не потребует у вашего сотрудника возврата кредита.

Возможно, сотрудники вашей фирмы ценят свою работу и зарплату, но вряд ли они с радостью поставят подпись под кредитным договором, скажем, в четыре миллиона рублей. А недовольные на фирме – это уже риск того, что в милиции раздастся звонок от доброжелателя. Может быть, совсем по другому поводу. По свидетельству бывших полицейских, в 90 процентах случаев источником оперативной информации о налоговых преступлениях становятся ваши собственные «обиженные» работники.

«Дружеский» кредит

Во всех перечисленных схемах главбух может доказать свою непричастность, и ответственность целиком ляжет на руководителя фирмы. Кредит по подложным документам – исключение.

Чтобы получить банковский кредит, фирма должна иметь «неубыточную» бухгалтерскую отчетность, основные средства, товары и прочие запасы, которые можно отдать в залог. Если банк решит выдать кредит, не изучив показателей баланса, не потребовав залога или солидных поручителей, то по требованию Центробанка он обязан создать специальный резерв на случай невозврата такого рискованного кредита. Неисполнение этого требования грозит банку лишением лицензии.

Такие правила практически лишают возможности взять кредит малые и средние фирмы с балансом, валюта которого стремится к нулю. Однако услужливый банк за определенный процент найдет способ закрыть глаза на ваш неблагополучный баланс.

Иногда для этого придется оформить привлекательный бизнес-план, но если сумма комиссии заманчива, вас не станут напрягать по пустякам. Некоторые вице-президенты банков способны оценить ваш устный бизнес-план буквально в течение десятиминутной беседы.

В других случаях времени потребуется больше. Придется показать внутренние отчеты своей фирмы, которые для пущей важности именуют «управленческой отчетностью». Банкиры не потребуют от вас компьютерных распечаток: ведите управленческий учет хоть в амбарной книге, лишь бы в ней были указаны реальные денежные обороты фирмы.

Еще лучше, если специалисты банка смогут осмотреть имущество фирмы. Например, производственный цех, который вы для экономии налога на имущество оформили не на фирму, а на своего родственника-предпринимателя.

Оценив реальные обороты, банкиры попросят составить бумаги, по которым фирма имеет значительные товарные остатки и дорогостоящее оборудование. В каждом документе с завышенными показателями стоят две подписи: руководителя и главбуха. Так же как и под кредитным договором. Так что при судебном разбирательстве спрашивать за подделку документов будут с вас обоих.

Застраховать себя можно, либо настояв на составлении бизнес-плана, либо добившись, чтобы подписание документов проходило после того, как фирма вернет кредит. Например, клятвенно заверив банкиров, что, если вдруг к ним нагрянет проверка из Центробанка, вы тут же подпишете все необходимые документы.

Роман ОВСЯННИКОВ
Материал предоставлен журналом «Расчёт», №4 2004 г

Начать дискуссию