Договор аренды или договор подряда в обособленных подразделениях

Деятельность коммерческой организации часто не ограничивается территорией одного муниципального образования. В таком случае организация создает филиалы и представительства - обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения организации.

Деятельность коммерческой организации часто не ограничивается территорией одного муниципального образования. В таком случае организация создает филиалы и представительства - обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения организации.

Согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо вправе открывать обособленные подразделения (филиалы и представительства) вне места своего нахождения. Чаще всего, решение о создании филиала и представительства принимается руководящим  органом юридического лица, на уровне Совета директоров предприятия.

Следовательно, гражданским законодательством России предусмотрены две основные формы обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения юридического лица - филиалы и представительства.

Основная отличительная особенность представительства от филиала заключается в его функциональном назначении.

Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал же осуществляет все функции организации или их часть, в том числе и функции представительства.

Принимая во внимание, тот факт, что, акцентируя внимание только на двух видах обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов.

Гражданский кодекс РФ является основным документом, регулирующим деятельность филиалов и представительств. Однако отдельные вопросы деятельности в этой сфере могут быть урегулированы и другими нормативными актами о деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Порядок создания филиалов и представительств акционерных обществ установлен в статьях 5 и 12 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Порядок открытия филиалов и представительств обществами с ограниченной ответственностью определен в статьях 5 и 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

В статье 55 ГК РФ даны понятия только двух видов обособленных подразделений организаций - представительств и филиалов.

Как уже отмечалось выше, различие между филиалом и представительством состоит в объеме и характере их функций. Так, сфера возможности деятельности филиала шире - она может включать и функции представительства.

Представительства и филиалы, согласно законодательству не являются юридическими лицами. Это структурные подразделения организации, его составные части.

Базируясь на действующем законе «Об акционерных обществах», в акционерном обществе решение о создании филиала (представительства) принимается Советом Директоров, в обществах с ограниченной ответственностью таким правом обладает Общее собрание участников.

Внимание!

 После принятия решения о создании филиала (открытия представительства) в устав юридического лица должны быть внесены соответствующие изменения, поскольку в силу статьи 55 ГК РФ филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Сведения о созданных обособленных подразделениях вносятся в учредительные документы юридического лица.

Таким образом, представительства и филиалы должны быть определены в учредительных документах создавшего их юридического лица с указанием названия и местонахождения.

Следует отметить, что установленное ГК РФ требование в части обязательного указания на наличие обособленных подразделений в учредительных документах юридического лица, создавшего их, применимо лишь к филиалам и представительствам.

Созданное представительство или филиал, наделяется имуществом юридического лица, его создавшего. Юридическое лицо утверждает положение, на основании которого и действуют данные обособленные подразделения.

В том случае, если в ходе дальнейшей деятельности организация превращает свой филиал или представительство в юридическое лицо, то обособленное подразделение перестает быть филиалом (представительством) и вообще подразделением юридического лица.

Согласно действующей редакции гражданского Кодекса РФ в составе юридического лица не может существовать другое юридическое лицо, так как это противоречит принципу имущественной обособленности и идет в разрез со статьей 48 ГК РФ.

Выделившееся в процессе реорганизации юридическое лицо и юридическое лицо, из которого оно выделилось, в дальнейшем могут вступать в гражданские, в том числе договорные правоотношения между собой и с другими лицами. Взаимозависимость одного из них от другого регулируется специальными нормами ГК РФ, изложенными в статьях 105 «Дочернее хозяйственное общество» и 106 «Зависимое хозяйственное общество» ГК РФ.

Филиалы и представительства, фактически являющиеся составными частями юридического лица, сами не могут быть юридическими лицами и соответственно не могут выступать сторонами в гражданских правоотношениях, так как сами по себе не обладают собственной гражданской правосубъектностью и правоспособностью.

Таким образом, заключение договоров между структурными подразделениями одной организации или между структурным подразделением и головной организацией неправомерно.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и выступают от имени юридического лица и в его интересах согласно выданной им доверенности.

Вне зависимости от осуществляемых обособленным подразделением функций, по месту нахождения филиала (представительства) организацией может быть открыт расчетный счет, право распоряжаться которым предоставляется руководителю обособленного подразделения.

Понятие «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве, не совпадает с аналогичным понятием, используемым в гражданском законодательстве.

Используемое в НК РФ, оно охватывает не только филиалы и представительства. Само понятие «обособленное подразделение» свидетельствует о том, что такое подразделение является какой-либо частью общей структуры организации, по определенным функциональным причинам расположенной вне места нахождения головной организации.

Пункт 2 статьи 11 НК РФ трактует следующее:*

Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

2. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

…………………………….

место нахождения российской организации - место ее государственной регистрации;

место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

……………………………

обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.*

Таким образом, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места. Особо стоит подчеркнуть тот факт, что в целях налогового учета рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Так, основываясь на действии пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, чтобы принять в целях налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства, при рассмотрении спора суд не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.

В целях налогового учета признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

В этом случае факт существования внутреннего структурного подразделения организации и исполнение им обязанностей, вытекающих из законодательства о налогах и сборах, не зависит от того, утверждено ли положение об этом подразделении, действует ли последний на основании этого положения, издан ли в установленном порядке приказ о назначении руководителя подразделения .

 

Главным из отличительных признаков, присущих обособленному подразделению организации, является его территориальная обособленность от самой организации.

В случае, когда организация осуществляет свою деятельность через обособленное подразделение, то для признания этого структурного подразделения таковым в целях налогового учета это подразделение должно быть расположено на иной, отличной от места нахождения головной организации, территории.

На основании Налогового кодекса РФ под местом нахождения российской организации понимается место ее государственной регистрации. Согласно пункта 2 статьи 54 ГК РФ местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Так пункт 1 статьи 51 ГК РФ дает четкое указание, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в регистрирующих органах в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

Основываясь на действии ст. 2 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В настоящее время право государственной регистрации предприятий передано МНС РФ.

Это означает, что любая организация может быть зарегистрирована, в том числе по домашнему адресу, как учредителя, так и, другого члена руководящего состава, так как на основании статье 103 ГК РФ исполнительный орган предприятия может быть как коллегиальным (правление, дирекция), так и единоличным (директор, генеральный директор).

Под местом нахождения обособленного подразделения организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

В настоящее время в гражданском законодательстве не установлено каких-либо ограничений в части нахождения двух и более юридических лиц и (или) их обособленных подразделений по одному и тому же юридическому адресу.

Согласно Письму Минфина РФ от 28 августа 2001 года № 04-01-10/3-87 факт нахождения обособленного подразделения по юридическому адресу головной организации не означает совпадение юридического лица и его филиала или иного обособленного подразделения в одном лице.

Территориальная обособленность от места нахождения, а именно от места государственной регистрации, указанного в учредительных документах головной организации может определяться территорией города, улицы или района в городе.

Основываясь на содержании письма, под территорией применительно к месту нахождения обособленного подразделения организации в совокупности со всеми предусмотренными Налоговым кодексом РФ признаками, соответствующими обособленному подразделению, следует понимать конкретный объект недвижимости - здание, строение, сооружение.

В настоящее время при разрешении соответствующих вопросов, связанных с территориальной обособленностью структурного подразделения организации, следует исходить из того, что гражданским законодательством РФ не установлены какие-либо ограничения в части нахождения двух и более юридических лиц и (или) их обособленных подразделений по одному и тому же адресу. Практическим подтверждением вышеизложенного может служить деятельность большого количества организаций, находящихся в одном и том же здании, например, в результате заключенных с собственником здания договоров аренды.

Тот факт, что обособленное подразделение юридического лица, указанное в учредительных документах последнего как его филиал, может иметь тот же адрес, как и само юридическое лицо не исключает сам факт существования обособленного подразделения.

Таким же образом следует решать вопрос о нахождении по одному и тому же адресу юридического лица и его обособленного подразделения, не указанного в учредительных документах.

Следующим отличительным признаком обособленного подразделения, помимо территориальной обособленности, является наличие оборудованных по месту нахождения подразделения организации стационарных рабочих мест.

Поскольку в Налоговом кодексе РФ не содержится понятие «рабочее место», то согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ организации должны руководствоваться определением этого термина, данным в Трудовом кодексе РФ.

Понятие «рабочее место» применяется в значении, приведенном в статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации:*

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.*

В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационных номеров налогоплательщика, утвержденного приказом МНС РФ от 27 ноября 1998 года № ГБ-3-12/309, и статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ:

Рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При учете организации в налоговом органе по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов используется идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации в налоговом органе по месту ее нахождения, также присваивается соответствующий данному случаю код причины постановки на учет. На основании ведомственного справочника «Причины постановки на учет налогоплательщиков-организаций в налоговых органах» таковым является код 41 «Учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет». Налоговый орган по месту уплаты организацией отдельных видов налогов и сборов обязан направить в налоговый орган по месту нахождения организации письмо о факте ее учета с указанием присвоенного кода причины постановки на учет. Выдача организации уведомления в этом случае не предусмотрена.

Обособленное подразделение считается созданным той организацией, под контролем которой находится рабочее место, то есть работник, которой должен находиться на данном рабочем месте.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца независимо от того, в каком помещении оно находится - арендуемом или собственном.

При осуществлении организацией деятельности через обособленное подразделение, размещенное в арендуемом помещении, следует проанализировать сам договор аренды недвижимого имущества. Если согласно договору арендатор принимает в пользование и владение конкретное помещение, то в договоре аренды, как правило, указывается, каким образом данное помещение будет использовать арендатор.

Согласно договору аренды арендуемое помещение планируется использовать как складское - для хранения и оптовой реализации товаров народного потребления. Из условия следует, что арендатор в процессе ведения хозяйственной деятельности в арендуемом помещении осуществляет правомочия по пользованию и владению, данным помещением с целью организации технологической цепочки по получению, складированию, хранению, реализации товаров народного потребления, то есть с целью извлечения тех или иных полезных свойств, качеств арендованного имущества, что является характерной основной чертой договоров данного вида - договора аренды.

Осуществление этих действий означает, что арендатор обеспечивает сохранность размещенных в этом помещении товаров, следовательно, осуществляет прямо или косвенно контроль за арендой помещения (его состоянием, состоянием находящихся в нем товаров и т.п.).

Для осуществления этого с определенной периодичностью работник арендатора обязан прибывать на рабочее место в арендуемом помещении для осуществления своих функций по разгрузке, размещению, складированию, проверке качества, отгрузке или иной деятельности. Часто согласно договору аренды арендодатель обязуется предоставить помещение для кладовщика арендатора, оборудованное всем необходимым для отпуска, учета и документального оформления товаров, отвечающее санитарным требованиям и обеспечивающее необходимые условия для пребывания и трудовой деятельности работника в течение времени

выполнения им своих профессиональных обязанностей. Таким образом, на основании анализа договора аренды можно конкретизировать характер деятельности арендатора и наличие оснований для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.

Возможны и иные варианты ведения деятельности организацией вне места своего нахождения без заключения договора аренды недвижимого имущества. Сам факт ведения деятельности в этом случае и обязанность организации в постановке на учет в налоговом органе устанавливаются на основании прочих гражданско-правовых договоров.

При ведении организацией ремонтных или строительных работ на территории, контролируемой определенной налоговой инспекцией, надо принимать во внимание, что такие работы ведутся в основном на основании договора подряда, на основании которого подрядчик выполняет работу по заданию заказчика. Результатом этой работы является создание новой вещи либо восстановление, улучшение, изменение уже существующего сооружения (ремонт, реконструкция и т.п.). Вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком. Этот факт по действующему в настоящее время законодательству, хотя и не приводит к обязанности по уплате налогов на имущество (незавершенное строительство), однако косвенно свидетельствует о том, что на соответствующей территории есть место, находящееся временно под контролем подрядчика, что важно при констатации факта наличия рабочих мест.

В практической деятельности наиболее часто встречается договор строительного подряда - организация-подрядчик ведет работы по возведению или ремонту зданий или сооружений на определенной территории. При этом варианте возводимое недвижимое имущество находится под контролем подрядчика, как и рабочие места его работников, которые осуществляют здесь свою деятельность. Для договора подряда существенным условием являются сроки (в договоре в обязательном порядке присутствуют начальные и конечные сроки), поэтому определение продолжительности ведения деятельности не вызывает затруднений, а сроки ее ведения прямо указаны в договоре подряда. Исходя из этих сроков, у организации-подрядчика определяется обязанность постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения или ее отсутствие. Такая обязанность, например, появляется в том случае, если сроки работ по договору подряда – более одного месяца.

Аналогичный подход следует также применять, когда ведется деятельность на основании иных гражданско-правовых договоров, в том числе на основании договора о возмездном оказании услуг. Например, частное охранное предприятие заключает договор на оказание охранных услуг на объектах, принадлежащих другому предприятию. При этом аренду помещений, в которых размещаются рабочие места охранников, охранное предприятие не оформляет. Однако рабочие места, на которых оказываются охранные услуги, косвенно находятся под контролем частного охранного предприятия. Значит, при ведении охранной деятельности более месяца (срок ведения деятельности устанавливается из договора) ее следует рассматривать как деятельность частного охранного предприятия через свое обособленное подразделение.

Следовательно, признание в налоговом законодательстве подразделения организации обособленным зависит от срока, в течение которого рабочее место служит таковым и не основывается на периодичности посещения работником указанного рабочего места и от времени пребывания на нем последнего.

Практика показала: если подразделение организации квалифицировать как обособленное только согласно признаку оборудования по месту нахождения стационарных рабочих мест подразделения, то возникают определенные проблемы, а именно - наличие или отсутствие рабочего места как такового, а также отнесение рабочего места к стационарному.

В основном эти проблемы возникают в связи со спецификой деятельности отдельных организаций или применяемых ими методов осуществления деятельности (при вахтовом методе организации работ).

Более подробно с учетом и налогообложением в сфере ведения деятельности по договорам подряда Вы можете познакомиться в разработке ЗАО «Интерком – Аудит» «Подряд».

Начать дискуссию