Вопрос №1.
Подлежит ли освобождению от обложения налогом на имущество организаций на основании подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ имущество, приобретенное войсковой частью в собственность за счет доходов, полученных от осуществления коммерческой деятельности, и учитываемое на отдельном балансе?
Ответ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Одновременно в подпункте 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
При этом нормы НК РФ не ставят возможность применения льготы в зависимость от источников приобретения имущества.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
В статье 1 Федерального закона от 31.05.1996г. N 61-ФЗ "Об обороне" (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) установлено, что под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. Имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании статьи 11 Федерального закона № 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.
В силу пункта 2, подпункта 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004г. N 1082, а также в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Минобороны России, являющееся федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет в своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
По мнению арбитражных судов, имущество, закрепленное на праве оперативного управления за войсковой частью, освобождается от обложения налогом на имущество организаций в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ. Кроме того, имущество, закрепленное за войсковой частью, не признается объектом налогообложения независимо от источника приобретения имущества, при условии использования основных средств налогоплательщиком по целевому назначению.
Данные выводы содержится, например, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23.10.2006г. N А05-4812/2006-12, от 27.06.2006г. N А56-38558/2005, Постановлениях ФАС Московского округа от 06.10.2006г., 12.10.2006г. N КА-А41/9555-06, от 14.08.2006г., 21.08.2006г. N КА-А41/7474-06, от 19.07.2006г., 21.07.2006г. N КА-А41/6490-06, от 31.01.2007г., 01.02.2007г. N КА-А41/3-07.
Таким образом, имущество, приобретенное налогоплательщиком (войсковой частью) в собственность за счет доходов, полученных им от осуществления коммерческой деятельности, и учитываемое на отдельном балансе, подлежит освобождению от обложения налогом на имущество организаций на основании подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, если названное имущество используется для нужд обороны, поскольку нормы НК РФ не ставят возможность применения льготы в зависимость от источников приобретения имущества.
Вопрос №2.
Организация - налогоплательщик является управляющей компанией паевого инвестиционного фонда и имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки налогоплательщика налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль. В решении, принятом по результатам проверки, налоговый орган указал, что налогоплательщиком неправомерно занижена налоговая база по налогу на прибыль в связи с учетом в составе расходов затрат на неоднократное в течение проверяемого периода размещение рекламы своей деятельности в печатных изданиях путем заключения соответствующих договоров с издательствами. Налогоплательщик с таким решением не согласился и указал, что данные расходы документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.
Правомерно ли данное решение налогового органа?
Ответ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.
Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи264 НК РФ.
На основании пункта 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях Главы 25 НК РФ относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Минфин России в Письме от 21.12.2006 N 03-03-04/1/850 разъяснил, что расходы по размещению объявления в печатном издании, содержащее информацию о налогоплательщике, можно считать рекламными и учесть их при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом финансовое ведомство отметило, что на основании статьи 264 НК РФ данные расходы на рекламу не нормируются и должны учитываться для целей налогообложения полностью.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности, если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную.
Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (Далее – Закон N 156-ФЗ) регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с Законом N 156-ФЗ, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона N 156-ФЗ управляющей компанией могут быть только открытое или закрытое акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе являться участниками управляющей компании.
Пунктом 2 статьи 38 Закона N 156-ФЗ установлено, что управляющая компания может осуществлять предусмотренную Законом N 156-ФЗ деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
При этом управляющая компания может совмещать предусмотренную Законом N 156-ФЗ деятельность только с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, управлению пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов и управлению страховыми резервами страховых компаний.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, является предпринимательской.
Деятельность налогоплательщика по размещению в печатных изданиях информации, содержащей информацию о налогоплательщике, не являются деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, управлению пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов и управлению страховыми резервами страховых компаний.
ФСФР РФ в Письме от 10.04.2007 N 07-ОВ-01/7235 «О совмещении деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами с другими видами деятельности» (Далее – Письмо N 07-ОВ-01/7235) осуществление обществами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности, являющейся предпринимательской, но не предусмотренной пунктом 2 статьи 38 Закона N 156-ФЗ, неправомерно.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Очевидно, что затраты по ничтожной сделке не могут быть учтены в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли.
Таким образом, в силу положений статей 168 ГК РФ, 252 НК РФ, пункта 2 статьи 38 Закона N 156-ФЗ, а также в силу правовой позиции, сформулированной в ФСФР РФ в Письме N 07-ОВ-01/7235, организация – налогоплательщик, являющаяся управляющей компанией паевого инвестиционного фонда и имеющая действующую лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, не вправе учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли затраты по деятельности, являющейся предпринимательской, но не предусмотренной пунктом 2 статьи 38 Закона N 156-ФЗ (в данном случае - на размещение рекламы своей деятельности в печатных изданиях). Следовательно, решение налогового органа в указанной ситуации правомерно.
На Ваши вопросы отвечал Юрий Лермонтов, консультант Минфина России, эксперт ИА "Клерк.Ру".
Начать дискуссию