Ангелина Викторовна Колизина, бухгалтер, г. Сочи
Недавно на нашем предприятии прошла проверка по налогу на прибыль. И эта ревизия чуть было не обернулась для нас весьма внушительными доначислениями. Причем претензии проверяющих были для меня весьма неожиданными. Так, если раньше при таких проверках контролеры в основном копались в порядке учета расходов на разного рода услуги и правильности отнесения их на себестоимость, то теперь вопросы вызвал порядок учета командировочных расходов.
Дело в том, что в 2002 и 2003 годах наши сотрудники довольно часто ездили в командировки. Оплату проживания мы относили на расходы. Причем делали это на основании счетов гостиниц, которые привозили сотрудники.
Проверив такие "жилищные" документы, инспектор заявил, что мы неправомерно отнесли эти суммы на расходы. По его мнению, ДЛЯ УЧЕТА ЗАТРАТ на проживание обязательно НУЖЕН ЧЕК ККМ. При этом он ссылался на статью 252 НК РФ, где говорится о том, что любой расход должен подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством. А расчеты наличными по законодательству должны подтверждаться чеком ККМ. Поэтому наши расходы, по мнению инспектора, являются неподтвержденными.
Кроме того, инспектор заявил, что из счетов гостиниц в принципе не видно, что проживали именно работники, находящиеся в командировках.
Но просто так мы сдаваться не собирались. И привели инспектору свои доводы. Во-первых, тот факт, что работники находились в командировках, подтверждается командировочными удостоверениями работников и приказами руководителя о командировках. Причем время нахождения в командировке, пункт назначения и фамилии работников, указанные в этих документах, полностью совпадают с данными, которые содержатся в счетах гостиниц. Так что связь расходов на проживание с командировками налицо.
Во-вторых, стоимость проживания нельзя считать неподтвержденным расходом. Ведь она полностью соответствует суммам, прописанным в счетах гостиниц. При этом сами счета являются БЛАНКОМ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ. А это значит, что при расчетах с населением (а командированные работники именно в этом статусе и выступают) они заменяют чек ККМ (ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"). Так что в данном случае кассовый ЧЕК НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН.
Кроме того, счет гостиницы содержит все реквизиты, необходимые для первичного документа. Так, в нем указаны наименование документа, дата составления, содержание и измерители операции, а также подписи должностных лиц. То есть фактически счет является первичным документом. А именно на основании первичных документов ведется налоговый учет (ст. 313 НК РФ). Поэтому, имея на руках такой документ, мы совершенно законно учли при налогообложении прибыли расходы на проживание командированных сотрудников.
Все эти аргументы мы изложили письменно и передали в инспекцию с сопроводительным письмом на имя ее руководителя. И наша работа не пропала даром: в акте проверки, который мы получили недавно, это нарушение отсутствовало.
Начать дискуссию