Вычеты. Такое желанное и любимое налогоплательщиками слово. Налоговые органы относятся к вычетам с предосторожностью: нужно и документы проверить, и контрагентам встречную проверку устроить, и вообще вычеты должны быть законными…
Интересная ситуация складывается по вычетам по акцизам по спиртованным настоям.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 181 и пунктом 2 ст. 200 НК РФ предусмотрено, что: 1) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов) признается подакцизным товаром; 2) вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
Пытаясь нащупать «золотую жилу», в 2004 году налогоплательщики акциза, а именно лица, осуществляющие производство и реализацию виноводочной продукции, решили сэкономить на данном налоге. Задумка была проста: при производстве водки используется спирт этиловый, ставка акциза по которому 23,5 рубля за 1 литр безводного спирта этилового (на 01.11.2007г.). Ставка же акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции, к которой относится и водка, и настой спиртованный с долей этилового спирта 68 % равна 162 рубля за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах (на 01.11.2007г.).
Производитель водки из настоев спиртованных при реализации уплачивает акциз по ставке 162 рубля, но столько же принимает к вычету. Производитель водки из этилового спирта при реализации уплачивает акциз также по ставке 162 рубля, однако к вычету принимает только 23,5 рубля.
Таким образом, если при производстве водки использовать не спирт этиловый, а настои спиртованные, то акциз, уплаченный производителем по реализованной водке, будет равен 0 рублей.
Если рассматривать ситуацию в таком ракурсе, получается, что производители водки из настоев спиртованных наносят существенный вред интересам бюджета. Налоговые органы приводят следующие доводы:
ГОСТом Р 51355-99 «Водки и водки особые. Общие технические условия» и ГОСТом Р 52190-2003 «Водки и изделия ликероводочные. Термины и определения» предусмотрено, что водка – это спиртовой напиток, представляющий собой бесцветный водно-спиртовой раствор крепостью 40,0% – 45,0%, 50,0% и 56,0%, с мягким присущим водке вкусом и характерным водочным ароматом, особая водка – водка крепостью 40,0% – 45,0% с подчеркнуто специфическим ароматом и мягким вкусом, получаемым за счет внесения ингредиентов. Технологический процесс приготовления водки включает приготовление исправленной воды, смешивание ректификованного этилового спирта из пищевого сырья с исправленной водой, обработку водно-спиртового раствора активным углем или модифицированным крахмалом, его фильтрование, внесение ингредиентов, если они предусмотрены рецептурой, перемешивание, контрольное фильтрование, розлив в потребительскую тару и оформление готовой продукции. При этом основным сырьем при производстве является спирт этиловый. Применение настоев спиртованных возможно в качестве ингредиентов при приготовлении водок особых не является обязательным требованием. Следовательно, их добавление в объемах, заменяющих этиловый спирт в процессе приготовления и сортировки водок, противоречит государственным стандартам. Отдельные суды принимают данную точку зрения и выносят решения в пользу налоговых органов (решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2006г. по делу № А60-35722/06-С8).
Немаловажным фактом является также то, что настои превосходят спирт по стоимости, а значит, помимо налоговой иной экономической выгоды производители водки не преследуют.
Однако можно рассмотреть ситуацию и с другой точки зрения.
Производитель и спирта этилового, и настоя спиртованного должны платить акциз при реализации (ст. 182, 204 НК РФ). При реализации спирта этилового производитель должен уплатить в бюджет акциз по ставке 23,5 рубля, при реализации настоя спиртованного – по ставке 162 рубля. Таким образом:
- при реализации спирта этилового производителю водки с ее последующей реализацией отражается следующими суммами: 23,5 (поступило от производителя спирта этилового) + 162 (поступило от производителя водки) – 23,5 (вычет по п. 2 ст. 200 НК РФ);
- при реализации настоя спиртованного производителю водки с ее последующей реализацией отражается следующими суммами: 162 (поступило от производителя настоя спиртованного) + 162 (поступило от производителя водки) – 162 (вычет по п. 2 ст. 200 НК РФ). Бюджет получает акциз по ставке 162 рубля независимо от сырья для водки, а следовательно производителями водки ущерб бюджету не наносится (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2007г. по делу № А21-320/2007, постановление ФАС Уральского округа от 17.05.2007г. по делу № Ф09-2581/07-С2, постановление Девятнадцатого апелляционного арбитражного суда РФ от 13.03.2007г. по делу № А14-14540/2006).
Суды также указывают, что государственными стандартами не предусмотрено соотношение ингредиентов, добавляемых в водку, с итоговым продуктом, объем применяемых ингредиентов предусматривается рецептурой. Пунктом 4.1 раздела 4 ГОСТа Р 51355-99 «Водки и водки особые. Общие технологические условия» предусмотрено, что водки и водки особые должны быть приготовлены в соответствии с требованиями стандарта по технологическим регламентам, инструкциям на производство водок и особых водок и рецептурам с соблюдением санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.
Представляемые налогоплательщиками рецепты утверждены Министерством сельского хозяйства РФ, которое, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. № 164, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Из всего вышесказанного можно увидеть, что ущерб бюджету наносится в случае неуплаты акциза производителем настоя спиртованного.
Более тщательные налоговые проверки уже выявили недобросовестных поставщиков. Теперь у судов появились основания для поддержки налоговых органов (постановление ФАС Московского округа от 12.07.2007г. по делу № КА-А40/6217-07):
- «поставщики-производители» настоев спиртованных фактически производителями и поставщиками не являются; - у «поставщиков-производителей» отсутствуют мощности для производства, в цехах демонтировано оборудование, нет коммуникаций, отсутствуют емкости для хранения; - «поставщиками-производителями» не исчисляются и не уплачиваются акцизы по отгруженной продукции; - у «поставщиков-производителей» отсутствуют лицензии на производство, хранение, поставку настоев спиртованных; - «поставщики-производители» с момента регистрации и постановки на налоговый учет не занимались деятельностью по производству, хранению, поставке спиртосодержащей продукции; - денежные средства, перечисленные за поставленные настои спиртованные, сразу перечислялись на счета третьих лиц, не имеющих отношение к поставке; - в отношении «поставщиков-производителей» возбуждено уголовное дело статье «Уклонение от уплаты налогов с организации» в крупном размере.
Кампанию по борьбе с недобросовестными производителями настоев спиртованных никто сворачивать не собирается. Счетная палата РФ неоднократно сигнализировала о необходимости ужесточения контроля за уплатой акцизов при применении схемы ухода от уплаты налогов при использовании настоев спиртованных при производстве водки (Аналитическая записка «О сводных предложениях по совершенствованию налогового и таможенного законодательства Российской Федерации» (Бюллетень Счетной палаты РФ № 10 (106) 2006г.), Отчет о результатах контрольного мероприятия (Бюллетень Счетной палаты РФ № 6(114) 2007г.). Следствием этого стали комплексные проверки налоговых органов с участием органов внутренних дел и прокуратуры.
В ближайшем будущем видится самая печальная перспектива налогоплательщиков, желающих снизить акциз за счет махинаций с сырьем и сговором с поставщиками. Если же производитель водки в своих поставщиках уверен, то, как показывает судебная практика, бояться нечего.
Начать дискуссию