Новости ФНС

ФНС стремится к лучшему

С начала этого года ФНС объявила около десяти конкурсов на оказание различных консультационных услуг. Если организации, которые станут консультантами ФНС, справятся со своей задачей, то уже через год нас ждут изменения в структуре и деятельности налоговой службы. Естественно, что это существенно повлияет на работу специалистов по учету, и ко всем нововведениям налоговиков следует подготовиться заранее.

С начала этого года ФНС объявила около десяти конкурсов на оказание различных консультационных услуг. Если организации, которые станут консультантами ФНС, справятся со своей задачей, то уже через год нас ждут изменения в структуре и деятельности налоговой службы. Естественно, что это существенно повлияет на работу специалистов по учету, и ко всем нововведениям налоговиков следует подготовиться заранее.

Татьяна Сажина

Объективные выездные проверки

К весне 2008 года ФНС предполагает перейти на новую программу проведения выездных проверок. Для этих целей будет создана специализированная система, которая позволит определять налоговую базу предприятия в автоматическом режиме. С помощью этой программы инспекторы смогут контролировать правильность и достоверность показателей налоговых деклараций. Новое приложение позволит рассчитывать суммы налогов по результатам аналогичной деятельности других налогоплательщиков, в том случае, если невозможно определить достоверность налоговой базы проверяемой организации на основе данных ее налогового и бухгалтерского учета. Теоретически расчет налогов в автоматическом режиме позволит уйти от субъективных оценок. Впрочем, наш собственный источник в ФНС отмечает следующее: «...если к написанию технического задания не привлекут налоговых инспекторов, выходящих на выездные проверки, мы рискуем получить программу АИС «Налог»-2, которая до сих пор не позволяет получать достоверную информацию о налогоплательщиках. Дело в том, что эта программа, которую также разрабатывали приглашенные консультанты, состоит из отдельных блоков, которые не взаимодействуют между собой. Именно поэтому налогоплательщики зачастую жалуются на разночтения и нестыковки показателей, которые представлены в разных базах данных, из-за чего компаниям часто блокируют счета».

По словам юриста адвокатского бюро «Карманян и партнеры» Евгения Карманяна, нет ничего предосудительного в том, что налоговики стремятся вычислять суммы налоговых сборов, пользуясь аналогичными данными по компаниям, которые заняты в одной сфере бизнеса, — это вполне понятное стремление ФНС к реализации прав, предоставленных ей подп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса. «Правда, расчетный метод можно применять только в тех случаях, когда налогоплательщик отказался допустить налоговиков к осмотру своих помещений, не представлял в течение двух месяцев документы, необходимые для начисления налогов, не вел учет или вел его с такими нарушениями, которые исключают возможность исчислить налоги. Соответственно, налогоплательщик всегда вправе обжаловать результаты расчетов налоговиков в суде», — добавляет Карманян. Большинство экспертов не видят ничего плохого в инициативе ФНС: она говорит о том, что налоговики обеспокоены многочисленными свидетельствами о злоупотреблениях налоговых инспекторов во время проверок и намерены бороться с этим неблаговидным явлением.

Кристально честные налоговые инспекторы

Также руководство ФНС собирается выяснить, какие приемы используют сотрудники ведомства, чтобы брать взятки. Помочь ему в этом должны приглашенные консультанты, которые обязаны разработать рекомендации по повышению законопослушности инспекторов. Победившим в конкурсе консультантам придется определить, что такое «честность» и «справедливость» применительно к работе налоговых инспекторов, и после этого разработать методику оценки честного и справедливого взаимодействия инспекторов с сотрудниками фирм. Однако юристы сомневаются в том, что ФНС сумеет справиться с амбициозным заданием по очистке собственных рядов от недобросовестных сотрудников. «Скорее всего, такой конкурс — лишь попытка показать, что налоговая служба борется с нарушениями. Но ведь невозможно научить честности. К тому же гораздо эффективнее было бы не столько давать определения «честности» и «справедливости», сколько тщательнее отслеживать работу тех налоговых инспекторов, которые имеют возможность давить на налогоплательщиков. Либо еще при приеме на работу проверять таких сотрудников на детекторе лжи и выявлять в них склонность к взяточничеству», — говорит Евгений Карманян.

Безобидные и ответственные налогоплательщики

«В процессе своей деятельности работники налоговых органов периодически сталкиваются с противоправными действиями со стороны недобросовестных налогоплательщиков и криминальных элементов. Таков основной посыл технического задания конкурса по разработке системы обеспечения защиты налоговых служащих от неправомерных действий и предотвращения правонарушений в налоговых органах. Для выработки мер, которые должны обезопасить сотрудников ФНС от агрессивно настроенных налогоплательщиков, налоговое ведомство приглашает группу консультантов. Они должны будут произвести комплексный анализ ряда действующих законов и иных нормативных правовых актов, связанных с деятельностью государственных учреждений и правоохранительных органов. Конечным же результатом работы должно стать создание новой модели обеспечения безопасных условий работы налоговых органов. Действительно, случаи, когда налоговые учреждения и их сотрудники становятся объектом нападения злоумыш- ленников, не так уж редки: в прошлом году, например, в ИФНС № 8 был украден целый контейнер с декларациями, три года назад пострадала ИФНС № 1 — в здании был сильный пожар, а не так давно в Нижнем Новгороде бухгалтер подрался с налоговым инспектором, причем суд признал виновным бухгалтера. Поэтому подобную инициативу можно только приветствовать. Главное, чтобы дело не ограничилось отчетами, которые консультанты предоставят ФНС по окончании конкурсов, а проблемы действительно были бы решены.

Начать дискуссию