Бухгалтерский учет

Постановка бюджетирования: задачи и анализ ошибок

Сотрудники Компании «Аудит МСК» участвовали в процессе постановки системы бюджетирования на заводе среднего машиностроения, расположенного в Юго-Западной Сибири, и столкнулись с рядом препятствий на пути к внедрению системы. Хотим поделиться опытом как обойти возникающие препятствия на пути создания и внедрения системы бюджетирования.

Сотрудники Компании «Аудит МСК» участвовали в процессе постановки системы бюджетирования на заводе среднего машиностроения, расположенного в Юго-Западной Сибири, и столкнулись с рядом препятствий на пути к внедрению системы. Хотим поделиться опытом как обойти возникающие препятствия на пути создания и внедрения системы бюджетирования.

Лебедева М.А.

С чего начать?

Экспресс-диагностика компании предполагает изучение текущих (тактических) аспектов деятельности компании и предназначена для поиска и выделения наиболее важных и сложных проблем в управлении финансами, что является первым этапом в подготовке информации для принятия управленческого решения – «Постановка системы бюджетирования».

Отсутствие ясных целей, непонимание руководителями методов анализа и отсутствие организации системы документооборота, все это является основными причинами того, что планирование – трудноразрешимая проблема.

Пустой тратой времени бюджетирование становится в тех компаниях, где все решения принимает первое лицо. При этом практически отсутствуют делегирование полномочий и распределение ответственности, и, как следствие, отсутствует система представления достоверной информации в нужное время, в нужном месте, для нужных людей.

В нашем случае это финансово-промышленный холдинг с горизонтальной диверсификацией и дивизиональной структурой, то есть это разнопрофильный бизнес, состоящий из подразделений, обладающих достаточной степенью юридической и хозяйственной самостоятельности. Среди них были и остаются убыточные бизнес-единицы. Для изменения ситуации, наемные менеджеры применили множество технологий. Например, управленческий учет, сбалансированную систему показателей, ключевые показатели деятельности и бюджетирование. Проблема в том, что предприятием с такой структурой сложно управлять при помощи указанных методов. Создание центров прибыли, применение трансфертных цен только усложняет управление. В итоге компания не получила ожидаемого эффекта от бюджетирования. По нашему мнению, причина - в бессистемности внедрения инструментов и сосредоточении власти на местах.

Компаниям, которые планируют внедрять бюджетирование, рекомендуем заимствовать опыт советской промышленности (Техпромфинплан СССР от 1971 года).

После того как руководство определилось с необходимостью внедрения бюджетирования, оно должно разработать стратегию компании. Если, например, владельцы компании намерены в перспективе ее выгодно продать, то задача состоит в капитализации бизнеса. С помощью бюджетирования компания должна создать долгосрочные конкурентные преимущества.

Почему надо планировать?

Планировать необходимо для того, чтобы - понимать, где, когда, как и для кого, компания собирается производить и продавать продукцию; - понимать, какие ресурсы компании понадобятся для достижения поставленных целей; - добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов.

Система планирования представляет собой перевод целей собственников на язык четких мероприятий. Компания должна составлять три вида планов: стратегический, годовой и оперативный.

Бюджетирование охватывает годовое и оперативное планирование.

Основной бюджет – это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.

Если компания хочет составить реальные бюджеты, то она должна ориентироваться на долгосрочную перспективу, а не на то, как ей прожить следующий месяц. Бюджеты должны стать для компании инструментом достижения целей и управления.

Компания обязательно должна осуществлять долгосрочное финансовое планирование. Стратегический план определяет направление деятельности в целом и формулирует общие цели при минимальном числе конкретных данных. В рамках этого плана составляется годовой. Он уточняет цели на предстоящий год, формулирует контрольные показатели и определяет ресурсы, необходимые подразделениям.

Годовой план устанавливает лимиты и нормативы, на которые нужно ориентироваться при составлении бюджета на месяц. В рамках оперативного планирования компания управляет договорами и платежами. По оценкам специалистов, из-за того, что компании не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 25% своих доходов.

К чему стремится?

Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные цели.

Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости невыгодны для компании.

В работе над проектом наши сотрудники обратили внимание на ошибки компании.

Во-первых, отсутствует долгосрочный план. Компания не в состоянии корректно определить целевые показатели для годового бюджета и, как следствие, компания живет одним днем.

Во-вторых, планы по одному департаменту формируются разрозненно. Например, БДР (Бюджет доходов и расходов) и БДДС (Бюджет движения денежных средств) составляются в разных подразделениях. Эти бюджеты были не связаны ни с долгосрочным планированием, ни друг с другом.

Как построить систему бюджетирования?

Система бюджетирования, как процесс формирования, утверждения, контроля и анализа исполнения бюджетов, включает в себя:

  • определение видов бюджетов, необходимых для целей планирования;
  • определение взаимосвязи между бюджетами;
  • назначение ответственных за составление бюджетов;
  • разработка бюджетных форм;
  • разработка методики заполнения бюджетных форм;
  • разработка взаимодействия центров финансовой ответственности (структурных подразделений) при постановке бюджетирования;
  • разработка форм бюджетного контроля.

Процедуры бюджетного контроля включают определение форм контроля за составлением бюджетов, сравнение фактических показателей с плановыми и анализ отклонений.

Главной проблемой бюджетирования может быть отсутствие процедуры исполнения планов. В нашем случае рассчитывали только отклонения фактических показателей от плановых. В действительности нужно управлять исполнением. Бюджетный контролер должен проверять, соответствуют ли договоры и платежи бюджету. Для этого в компании были введены следующие мероприятия:

- Авторизация договоров и договорных документов. Эта мера предполагает, что у каждого документа в шифре должна быть закодирована статья бюджета и центр ответственности.

- Заявки на оплату. Все наличные и безналичные платежи проходят авторизацию с помощью этого документа. Он содержит сведения об инициаторе, назначении и сроке платежа, ссылку на документ-основание, код выплаты по классификатору, отметку бюджетного контролера о соответствии заявки бюджету выплат на текущий период времени.

Подводя итоги работы, сотрудники нашей Компании сделали вывод о том, что путь к успеху по внедрению системы бюджетирования лежит через организацию документооборота между подразделениями, создание бюджетного регламента и положения о бюджетировании, также отмечаем важную роль в мотивации персонала к выполнению регламентов бюджетирования и совершенствованию плановой деятельности в компании.

Автор - Зам.генерального директора ООО «Аудит МСК».

Начать дискуссию

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчёту зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле своё 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Интересные материалы

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.