Онлайн-кассы

Техника для кассы

Более четырех лет налоговики, производители и пользователи контрольно-кассовой техники ждали постановления Правительства о регистрации и применении ККТ. И вот наконец такой документ утвержден. Рассмотрим, что изменилось в связи с принятием нового порядка.

Более четырех лет налоговики, производители и пользователи контрольно-кассовой техники ждали постановления Правительства о регистрации и применении ККТ. И вот наконец такой документ утвержден. Рассмотрим, что изменилось в связи с принятием нового порядка.

Л. Изотова

Ждали долго...

Новое положение «определяет требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения» (п. 1 положения). Оно утверждено постановлением Правительства от 23 июля 2007 года № 470.

Фактически принятие этого документа ознаменовало собой ликвидацию значительного пробела в законодательстве, существовавшего все это время. Ранее чиновники в своих письмах настаивали на том, что до выхода нового постановления надо подчиняться правилам, разработанным еще в 1995 году (письмо МНС от 17 декабря 2003 г. № ШС-6-33/1321@). Ситуация осложнялась тем, что зачастую старые нормы противоречили Закону от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», так что применять их можно было лишь частично. Отсюда возникали неясности и проблемы. Минфин открыто обвинял в создавшейся ситуации Министерство промышленности и энергетики (письмо Минфина от 20 февраля 2007 г. № 03-01-15/2-62). Ведь именно этому ведомству было поручено подготовить долгожданное постановление.

Казалось бы, что теперь, с принятием нового положения, все вопросы должны разрешиться. Попробуем разобраться, так ли это.

...и дождались

Благодаря новому постановлению существенно изменился порядок снятия «старых» кассовых машин с учета в налоговой инспекции, причем не в лучшую для налогоплательщиков сторону.

Как известно, фирмы не должны использовать в работе кассовые аппараты, если их модель исключена из госреестра, а нормативный срок амортизации закончился (ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, п. 1 постановления Пленума ВАС от 31 июля 2003 г. № 16). За это компанию могут наказать согласно статье 14.5 Кодекса об административной ответственности. Размер штрафа составляет «с должностных лиц — от трех до четырех тысяч рублей; с юридических лиц — от тридцати до сорока тысяч рублей».

Раньше о снятии с учета таких машин налоговики предупреждали компанию «за тридцать дней до истечения срока их применения» (п. 8 приказа Госналогслужбы от 22 июня 1995 г. № ВГ-3-14/36 «Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах»). То есть инспекторы были обязаны не только отслеживать годность каждой ККМ, но и своевременно направлять организациям уведомления по почте. Предполагалось, что тридцати дней вполне достаточно, чтобы фирмы заменили устаревшую технику на новую. Если же смены ККТ не происходило, то налоговики привлекали нерадивые компании к административной ответственности. Интересно то, что отсутствие такого письма-предупреждения из налоговой фактически позволяло компаниям работать какое-то время на старой кассе безнаказанно. Если проверяющие пытались оштрафовать фирмы за это нарушение и дело доходило до суда, то арбитры вставали на сторону компаний и запрещали «забывчивым» инспекторам наказывать организации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № Ф04-1956/2006(21734-А70-32), Волго-Вятского округа от 7 сентября 2006 г. № А82-2419/ 2006-18).

Теперь ситуация изменилась. Налоговики больше не обязаны заранее сообщать компаниям, что их кассовые аппараты скоро окажутся «вне закона». По новым правилам инспекторы могут «по истечении нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра», самостоятельно снять «кассу» с регистрации. Уведомлять же об этом фирму чиновники будут «не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации» (п. 19 положения). Получается, что по принятии постановления компаниям необходимо внимательнее следить за всеми изменениями в госреестре и за сроком амортизации используемой кассовой техники. Иначе, получив информацию из налоговой о том, что их ККМ снята с учета, придется срочно искать ей замену, приостановив коммерческую деятельность.

внимание

Информацию о включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой технике можно получить в сети Интернет на сайте Федерального агентства по промышленности www.rosprom.gov.ru, а также в газете «Еженедельник промышленного роста» и в журнале «Энергетика. Промышленность. Регионы» (п. 2 приказа Роспрома от 16 июля 2007 г. № 299).

Снимают за 5 дней

Новым постановлением внесены также поправки в порядок перерегистрации и снятия с учета кассовой техники по желанию пользователя. Теперь на эту процедуру налоговикам отводят «пять рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган» (п. 16 положения). Раньше такой срок не оговаривался. В результате, например, одному из предпринимателей пришлось обращаться в суд с просьбой поторопить сотрудников инспекции, которые в течение нескольких месяцев игнорировали его попытки снять с учета кассовый аппарат. Судьи встали на сторону предпринимателя и признали незаконным бездействие налоговиков (решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 января 2007 г. № А40-69921/06-144-246).

Однако положение, утвержденное постановлением Правительства от 23 июля 2007 года № 470, касается не только порядка регистрации кассовых машин, но также и описывает технические требования, предъявляемые к ККТ.

внимание

Каждый кассовый аппарат должен иметь паспорт и эксплуатационную документацию. На корпус ККТ должны быть нанесены три специальных знака:

  1. «государственный реестр» — подтверждает, что сведения об этой модели внесены в госреестр контрольно-кассовой техники;
  2. «сервисное обслуживание» — подтверждает, что аппарат обеспечен технической поддержкой поставщика или ЦТО;
  3. «идентификационный знак» — содержит наименование модели контрольно-кассовой техники и ее заводской номер.

Также на корпусе «кассы» должна быть наклеена марка-пломба. Она позволяет выявить факт несанкционированного вскрытия или удаления корпуса контрольно-кассовой техники.

Требование реальности

В новом положении приводится внушительный перечень технических характеристик, параметров и свойств, которым должна соответствовать кассовая машина (п. 3 положения). Практически все эти требования предъявлялись к ККТ и раньше. Но, например, условие «иметь часы реального времени» не формулировалось в прежних документах столь жестко. А какое отношение могут иметь часы к применению кассового аппарата?

Оказывается — самое непосредственное. И вот в чем дело. Во-первых, время покупки должно быть напечатано на кассовом чеке. Это один из обязательных реквизитов (подп. «д» п. 4 положения, утв. постановлением Правительства от 30 июля 1993 г. № 745). Во-вторых, контрольно-кассовая машина считается неисправной, если она «не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты». Отсюда проверяющие делали неутешительный вывод, что отклонение времени, указанного в чеке, от реального, может быть причиной признания кассового аппарата нерабочим. А это уже повод обвинить фирму в неприменении ККТ со всеми вытекающими последствиями. Конечно, мало кто сравнивает текущее время с данными чека с точностью до секунды. Даже ГМЭК в одном из своих решений допустил возможность отклонения времени на ККТ от реального на пять минут (протокол от 15 июня 2000 г. № 2/56-2000). Однако при значительном несовпадении чиновники пытались фирмы оштрафовать. Правда, судьи чаще всего налогоплательщиков поддерживали (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 марта 2004 г. № А56-42210/03, ФАС Волго-Вятского округа от 19 мая 2004 г. № А31-638/7). В своих решениях арбитры ссылались на постановление Пленума ВАС от 31 июля 2003 года № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП». В нем определены ситуации, когда работа на неисправной контрольно-кассовой машине приравнивается к ее неприменению. Об отклонении времени на пробиваемом чеке там ничего не сказано.

Изменится ли положение дел сейчас, когда требование реальности времени зафиксировано среди основных характеристик кассовой машины, сказать сложно. Но для того чтобы избежать недоразумений, лучше повнимательней отнестись к установке часов в ККТ.

Еще одно нововведение касается работы с платежными картами.

внимание

Не менее 5 лет нужно хранить документы, связанные с покупкой, регистрацией, вводом и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, а также все бумаги, связанные с работой ККТ. К ним, например, относятся договоры о техническом обслуживании. Также в течение 5 лет с даты окончания использования нельзя выбрасывать «контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации» (п. 14 положения, утв. постановлением Правительства от 23 июля 2007 года № 470).

Одного чека мало

На сегодняшний день отнюдь не все контрольно-кассовые аппараты способны кроме чека печатать еще и «документ, подтверждающий факт осуществления расчета с использованием платежной карты». А именно такое требование установлено в пункте 6 положения, утвержденного постановлением Правительства от 23 июля 2007 года № 470. При этом, по решению чиновников, «устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав контрольно-кассовой техники или обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием платежной карты». То есть фирмы, которые хотят принимать к оплате «пластик», должны будут либо дооборудовать кассовую технику, либо приобретать весьма дорогостоящие POS-терминалы. Ведь только в них на сегодняшний день есть встроенные считыватели магнитных карт. А если терминал напрямую не связан с кассовым аппаратом, то остается открытым вопрос о том, можно ли вводить информацию о расчетах с использованием карт вручную. Кстати, законодатель не установил ответственность за невыполнение подобных новых требований к кассовой технике. Так что, будет ли расценено применение ККТ, в состав которого не входит устройство для считывания с «пластика», как неприменение контрольно-кассовой техники, покажет время. Однако следует заметить, что вносить изменения в зарегистрированные «кассы» нет необходимости. Ведь то же постановление разрешает и дальше применять «исправную, опломбированную в установленном порядке контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр», если она соответствовала всем требованиям на момент регистрации в налоговой. Проходить перерегистрацию или получать какие-либо дополнительные разрешения не нужно. Так что нововведения, связанные с «пластиковыми» расчетами, касаются только тех, кто лишь собирается регистрировать кассовую технику.

Начать дискуссию