НДС

Смена места учета: кто вернет НДС?

Изменение юридического адреса фирмы нередко влечет за собой смену места ее постановки на налоговый учет. Недобросовестные инспекции по месту нового учета налогоплательщика продолжают откладывать принятие на себя функций налогового контроля, когда речь идет о возмещении НДС из бюджета.

Изменение юридического адреса фирмы нередко влечет за собой смену места ее постановки на налоговый учет. Недобросовестные инспекции по месту нового учета налогоплательщика продолжают откладывать принятие на себя функций налогового контроля, когда речь идет о возмещении НДС из бюджета.



Момент возврата

Статьей 176 Налогового кодекса определен общий порядок возмещения налоговым органом из бюджета сумм НДС. При этом порядок возмещения налога при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию и постановке его на налоговый учет в этом налоговом органе данной нормой не регламентирован. За неимением официальной позиции по этому поводу обратимся к решениям арбитражных судов.


Так, Федеральным арбитражным судом Московского округа был сделан вывод, что в случае постановки на налоговый учет в новой инспекции ФНС обязанность по возмещению НДС переходит к инспекции по месту нахождения налогоплательщика на налоговом учете. Обоснованием такого вывода послужил весомый аргумент арбитров: «Объем взаимных прав и обязанностей налогоплательщика и государства в лице единой системы налоговых органов при переходе налогоплательщика из одной инспекции в другую не меняется» (постановление от 21 июня 2005 г. № КА-А40/5330-05).


В другом деле суд указал, что «переход налогоплательщика из одной налоговой инспекции на учет в другую не лишает его права на возмещение НДС по ранее поданным документам» (постановление ФАС Московского округа от 8 февраля 2005 г. № КА-А40/12825-04).


Разрешая спор между инспекциями по старому и новому месту учета, судьи приходят к следующему выводу. В случае перехода налогоплательщика из одного налогового органа в другой (в пределах одного и того же субъекта) возврат из бюджета соответствующей суммы налога на основании вступившего в законную силу судебного акта должна осуществлять инспекция по месту учета налогоплательщика на момент возврата (постановление ФАС Московского округа от 15 января 2003 г. № КА-А40/8678-02). Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 28 июня 2006 г. № КА-А40/5587-06, от 30 июня 2005 г. № КА-А41/5767-05, от 21 января 2004 г. № КА-А40/11202-03.


Всё возместят сполна

Суды обязывают инспекции по новому месту учета уплачивать и проценты за несвоевременный возврат НДС (п. 10 ст. 176 НК). Приведем соответствующие примеры решений.


После постановки на налоговый учет в новой (межрегиональной) инспекции общество направило в прежнюю (региональную) инспекцию письмо с просьбой о возврате НДС. Получив отрицательный ответ и испытав судьбу в нижестоящих инстанциях, общество добилось-таки через указание Президиума ВАС возмещения межрегиональной инспекцией не только налога на добавленную стоимость, но и уплаты процентов за несвоевременный возврат НДС (исходя из ставки рефинансирования Центробанка). Судьи указали, что заявление организации о возврате НДС, наряду с ее постановкой в другой налоговой инспекции, порождает правовые последствия, предусмотренные статьей 176 Налогового кодекса (постановление Президиума ВАС от 30 мая 2006 г. № 1334/06).


А вот более «свежее» решение. Инспекция отчаянно приводила доводы о том, что обязанность по возврату НДС в соответствии с судебными актами арбитражного суда должна быть возложена на другой налоговый орган по прежнему месту учета налогоплательщика. Безуспешными оказались ссылки инспекции ФНС на статьи 30, 78, 79, 82, 83, 176 Налогового кодекса, которые, по ее мнению, не регулируют отношения правопреемства по обязанностям одних налоговых органов перед другими. Но суд, вынося решение о возмещении инспекцией НДС и процентов за несвоевременный возврат налога, исходил из того, что, согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Кроме того, статьей 176 Налогового кодекса не предусмотрена обязанность налогоплательщика повторно обращаться с заявлением по вопросам возмещения в налоговый орган по месту нового учета после перехода на налоговый учет из одной инспекции в другую (постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2007 г. № КА-А40/4182-07, см. также постановление ФАС Московского округа от 11 мая 2007 г. № КА-А40/3464-07).


Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию