Трудовое право

Квотирование рабочих мест

Разъяснения порядка и основных принципов квотирования рабочих мест

Разъяснения порядка и основных принципов квотирования рабочих мест.

Сергей Долгалев,
директор аудиторской компании АС-АУДИТ

http://www.as-audit.ru/

1. Основные выводы
2. Условия и порядок квотирования
3. Как не платить квоты?
4. Как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей
налогообложения прибыли?
5. Числовой пример
6. Рекомендованная официальная литература и статьи

 

1. Основные выводы

Проанализировав законодательство, регламентирующее процесс квотирования рабочих мест в Москве, наши специалисты пришли к следующим выводам:

1. Руководство московского предприятия со штатом более 30 человек обязано предоставить рабочие места для инвалидов. Размер квоты - 4 процента от числа сотрудников (округление производится в сторону уменьшения до целого значения).

2. Если на предприятии числится более 100 сотрудников, то в счет квоты на работу можно принимать и подростков младше 18 лет, но такие работники не должны занимать более 1 процента квотированных мест. Работодатель, который не выполняет установленную квоту, до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, за каждого нетрудоустроенного инвалида обязан вносить в городской бюджет плату. Размер платы в Москве равен прожиточному минимуму для трудоспособного населения (за IV квартал 2003 – 2341 рубль, платежные реквизиты можно узнать в Интернете по адресу: www.kwota.ru). Кроме того, работодатели предоставляют ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом сведения (по форме N 1-квотирование) о том, сколько рабочих мест на его предприятии имеется для инвалидов.

3. Есть возможность не платить ежемесячную "пошлину" за каждого нетрудоустроенного инвалида. Ответственность за данный вид нарушения нигде не прописана. По статье 5.42 КоАП РФ штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей грозит тем, кто отказал инвалиду в приеме на работу. При этом чтобы не оштрафовали по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений в госорган в размере от 30 до 50 МРОТ (3-5 тысяч рублей), необходимо представлять сведения о наличии рабочих мест для инвалидов.

4. По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г. Москве данная ежемесячная плата не относится к расходам для целей налогообложения.

2. Условия и порядок квотирования

Постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" (с изменениями от 27 мая 2003 (с последними изменениями от 2 марта 2004 г.), предусмотрен следующий порядок квотирования рабочих мест:

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в Государственном учреждении города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" (далее - Центр квотирования), кроме организаций, ранее зарегистрированных по квотированию рабочих мест в Фонде занятости населения города Москвы. Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателя от выполнения норм Закона.

В соответствии со ст.2 Закона в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют на счет по учету доходов Фонда квотирования обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы.

Работодатели предоставляют ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Центр квотирования сведения о выполнении установленных квот по трудоустройству граждан из числа инвалидов и (или) внесении ежемесячной обязательной платы на счет Фонда квотирования по форме N 1-квотирование, утвержденной постановлением Мосгоркомстата.

Задолженность плательщиков по расчетам с бюджетом может быть взыскана в принудительном порядке в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

За неисполнение Закона работодатели несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

3. Как не платить квоты?

В соответствии с действующим законодательством у предприятий есть реальная возможность не платить ежемесячную "пошлину" за каждого нетрудоустроенного инвалида. Безусловно, это нарушение закона. Но ответственность за данный вид нарушения нигде не прописана. По статье 5.42 КоАП РФ штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей грозит тем, кто отказал инвалиду в приеме на работу. А о тех, кто не платит ежемесячный взнос, там ничего не сказано. Конечно, власти могут попытаться оштрафовать "негуманного" работодателя по статье 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление сведений в госорган карается для юридических лиц штрафом от 30 до 50 МРОТ (3-5 тысяч рублей). Но кто сказал, что нельзя игнорировать ежемесячные выплаты и между тем исправно представлять сведения о наличии рабочих мест для инвалидов? В подобной ситуации никаких оснований для придирок со стороны различных комитетов занятости и центров квотирования просто быть не может.

Многие небольшие фирмы ищут инвалидов среди родственников своих сотрудников и заключают с ними договоры о приеме на работу. Причем приходить на предприятие таким инвалидам даже не нужно. Им просто выплачивается зарплата в размере минимального размера оплаты труда. Таким образом, соблюдается законодательство, а компания при этом избавляется от выплат за невыполнение квоты, а также от расходов на трудоустройство инвалидов. Чаще всего это практикуется в тех субъектах Российской Федерации, где размер выплаты за нетрудоустроенного инвалида превышает 1 МРОТ (в данном случае 600 рублей), к примеру в Москве.

Крупные организации для того, чтобы избежать выплат, также используют уловки. Например, предприятие договаривается с организацией инвалидов и оформляет необходимое число членов этой организации к себе на работу. Зарплата таким сотрудникам начисляется исходя из 1 МРОТ, а их присутствие на работе не требуется. В обязанности работодателя в соответствии с подп.1 п.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов входит выделение и (или) создание рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой. Но самостоятельно разыскивать нетрудоустроенных инвалидов работодатель не обязан. Поэтому вполне может сложиться ситуация, когда работодатель готов трудоустроить инвалидов на своем предприятии, однако обращений о трудоустройстве ни от самих инвалидов, ни от их общественных организаций, ни от исполнительных органов власти в течение соответствующего месяца не поступило. Вины работодателя в этом нет, однако квота выполнена не будет. В этом случае возникают основания для внесения обязательной платы в соответствующий бюджет. Из изложенного следует, что обязательная плата вносится вне зависимости от оснований, по которым на квотируемые рабочие места не были трудоустроены инвалиды. Если же инвалид обратился к работодателю с просьбой о трудоустройстве в пределах квоты и ему было отказано, то в этом случае на работодателя может быть наложен административный штраф, предусмотренный ст.5.42 КоАП РФ (вступившего в силу с 01.07.02), в размере от двадцати до тридцати Мрот. Если инвалид обратился к работодателю с просьбой о приеме на работу, то последний не вправе будет отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.

В настоящее время административная ответственность установлена только за отказ от приема инвалида на работу, а за невнесение обязательной платы ответственность на федеральном уровне не предусмотрена (ранее такая ответственность предусматривалась п.3 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов, однако Федеральным законом от 29.12.01 N 188-ФЗ этот пункт был отменен).

4. Как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли?

Налоговое законодательство этот вопрос прямо не регламентирует. По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г.Москве, изложенном в ответе на частный запрос налогоплательщика (письмо от 27.04.02 N 26-12/20483), обязательная плата за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида является санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Поэтому указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ.

5. Числовой пример

ООО приняло на работу четырех инвалидов II группы. Они трудятся на дому, поэтому специальные рабочие места оборудовать для них не надо. Зарплата каждого из них составляет 600 руб. Налоговый вычет на одного такого сотрудника составляет 500 руб. (ст.218 НК РФ), а ЕСН не уплачивается (ст.239 НК РФ). Фирма начисляет взносы в ПФР по ставке 14 процентов, а размер ставки взноса на страхование от несчастных случаев составляет 0,2 процента.

Бухгалтер ООО должен сделать в учете такие записи:
Дебет 20 Кредит 70
- 2400 руб. (600 руб. х 4 чел.) - начислен доход работникам;
Дебет 20 Кредит 69 субсчет "Расчеты с ПФР"
- 336 руб. (2400 руб. х 14%) - начислены взносы в ПФР;
Дебет 20 Кредит 69 субсчет "Расчеты по взносам
на страхование от несчастных случаев"
- 2,88 руб. (2400 руб. х 0,2% х 60%) - начислены взносы на страхование от
несчастных случаев.

В соответствии с Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 167-ФЗ в 2004 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 17-ФЗ. За работников - инвалидов I-III групп взносы начисляются в размере 60 процентов:

Дебет 70 Кредит 50
- 2400 руб. - выдана зарплата работникам.
Сумма затрат, учтенная при налогообложении прибыли, составит 2738,88 руб. (2400 +
336 + 2,88).

Таким образом, расходы на оплату труда четырех инвалидов в столице составят около 2740 рублей в месяц. Очевидно, что эта сумма намного ниже, чем если бы пришлось платить почти 9 тысяч за невыполнение квоты.

6. Рекомендованная официальная литература и статьи

1. Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" (с изм. и доп. от 30 января, 26 июня 2002 г.)
2. Квоты придется соблюдать. Центр квотирования проконтролирует (М. Демина,"Двойная запись", N 2, февраль 2003 г.)
3. О плате за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов (М. Васильева, ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 6, июнь 2003 г.)

Начать дискуссию