Аудиторами не рождаются

Многие молодые бухгалтеры по учету, поработав на своей должности два-три года, пытаются найти профессию, которая позволит им вести более размеренную и спокойную жизнь, — это может быть должность аудитора. О плюсах и минусах такого решения расскажет главный бухгалтер фонда «Институт фондового рынка и управления» Дмитрий Васильев.

Многие молодые бухгалтеры по учету, поработав на своей должности два-три года, пытаются найти профессию, которая позволит им вести более размеренную и спокойную жизнь, — это может быть должность аудитора. О плюсах и минусах такого решения расскажет главный бухгалтер фонда «Институт фондового рынка и управления» Дмитрий Васильев.

Дмитрий Васильев

Выйти из-под отчета

Труд бухгалтера, как известно, нелегок. Отравить жизнь работнику учета способно многое. Тут и законодательство с его ежедневными переменами, и визиты проверяющих организаций на родное предприятие, плюс неуклонно усложняющаяся техническая база. Не забудьте еще начальство и сотрудников своей организации и, наконец, представьте, что мысли об этих проблемах не оставляют вас ни на минуту. Стоит ли удивляться, что в свете всего вышеуказанного далеко не каждому захочется быть главным бухгалтером. Впрочем, переквалифицироваться в агента по продажам или оператора на телефоне не позволяет ни профессиональная гордость, ни кипа аттестатов и сертификатов. Поэтому, составив для себя небогатый список вариантов дальнейшего трудоустройства, бухгалтер, как правило, останавливается на первом же пункте.

Аудитор — это звучит гордо, а для директора этот человек — все равно что налоговый инспектор. Руководство фирмы зачастую даже уважает его больше, чем собственного главбуха. Впрочем, аудитор и сам работает на проверяемое предприятие, и может сложиться впечатление, что бухгалтер тут просто мелкий сотрудник. Аудиторы в 10 придут, а в 18 уйдут, переработок не допускают — не то что бухгалтер, который «пашет» от заката до рассвета, даже и не надеясь на то, что родное начальство адекватно оценит его труд. К тому же заработок аудитора обычно сравним с зарплатой главбуха проверяемой организации, а зачастую даже выше. При этом — никаких проверок, никакого «синдрома отчетного периода», стояния в очередях на сверку, печатания платежек и подачи уточненных деклараций ввиду поступления с опозданием на два месяца документов от отдела продаж.

Итак, желание переквалифицироваться в аудиторы вполне понятно, но что ждет молодого бухгалтера, решившего после 3–5 лет свободного плавания уйти «под крыло» аудиторской компании?

В PWC возьмут не всех

Скажем сразу: на работу молодого бухгалтера примут с распростертыми объятьями. Специалист, которого не нужно обучать с нуля, неизменно пользуется спросом. Правда, ждать сразу высокой зарплаты не стоит. Для начала его определят работать под начало опытного коллеги, и проверять он будет какой-либо отдельный участок хозяйственной деятельности проверяемой компании: банк, кассу, основные средства или правильность начисления заработной платы. И если все будет получаться, то на этих участках молодой аудитор будет сидеть до пенсии, оставаясь при этом уважаемым сотрудником и начисто забыв, как составляется бухгалтерский баланс. Перспективы карьерного роста здесь проблематичны еще и потому, что получить аттестат профессионального аудитора несостоявшемуся бухгалтеру практически невозможно. Должное профессиональное признание можно получить только в том случае, когда у специалиста имеется куда более солидный опыт — прежде всего бухгалтерский — чем стартовые 3-5 лет. Ведь за это время большинство бухгалтеров успевают освоить только «первичку». Без профессионального роста не будет и зарплатных подвижек, и если на старте аудиторского будущего заработок специалиста составит около 70% от бухгалтерского, то с годами отставание от сверстников будет все более катастрофическим. Зато, как мы уже говорили, нервы будут в порядке, да и отпуск стабильно составит 28 календарных дней в году.

Обычно при переходе в аудиторы риск потери квалификации весьма высок, а вот возможность профессионального роста — невелика.

К тому же, работая в среднестатистической аудиторской компании, вырасти в приличного специалиста будет непросто. Ведь учиться придется у старших товарищей, а в PWC и EAY приглашают далеко не каждого.

Намерения и возможности

«В аудитора может переквалифицироваться не каждый бухгалтер, — комментирует ситуацию Екатерина Добрыднева, специалист отдела персонала PricewaterhouseCoopers. — Прежде всего это зависит от самого человека — от его мотивации, потенциала, трудолюбия и желания работать, учиться и развиваться в сфере аудита. Нужно отдавать себе отчет в том, что работа аудитора связана с большими нагрузками — например, командировками — но в то же время она дает возможность поработать над самыми разнообразными проектами, познакомиться с различными сферами бизнеса и установить отношения с многочисленными клиентами. Несомненно, предыдущий опыт работы и накопленные знания должны помочь бухгалтеру адаптироваться в новой роли».

В чужом глазу соломинку увидит...

Есть такая категория специалистов, квалификация которых априори не подвергается сомнению ввиду их значительного бухгалтерского опыта. Они-то и получают себе в помощники юные дарования. Вполне возможна ситуация, когда бухгалтерскую отчетность будет проверять «специалист», не понимающий даже принципов ПБУ 10/99 и 9/99. При этом он будет громить и клеймить позором бухгалтеров, перепутавших внереализационные и операционные расходы. В результате, найдя 100 рублей, которые нужно перенести из одной строки Формы 2 в другую, он одновременно пропустит ошибки, исчисляющиеся сотнями тысяч. Чему можно научиться у человека, не знающего основ бухучета? Ничему, а вот разучиться делать то, что еще помнишь — проще простого, ведь кроме объективных трудностей существуют и субъективные проблемы. Аудиторы редко проверяют текущий отчетный период, ведь отчетность не оперативна. Годовой аудит нередко проводят в апреле–мае после ее сдачи в ИФНС. Они владеют лишь прошлогодней информацией и на вопрос о текущем положении дел способны только недоуменно пожать плечами. Собственно, они этого и не скрывают — «отчетный период» их больше не касается. Опытный специалист нагонит пропущенные новшества, а вот молодой сотрудник, скорее всего, разучится составлять отчетность оперативно, ведь, проверяя кассу два-три года, нетрудно заметить, что правила ведения кассовых операций не меняются — в отличие, например, от Налогового кодекса.

Руководство фирмы зачастую уважает аудитора даже больше, чем собственного главного бухгалтера.

Не следует забывать, что аудиторы занимаются не только проверками. Многие аудиторские компании оказывают услуги по восстановлению бухгалтерского и налогового учета за давным-давно прошедшие периоды. Не будем описывать все подробности этого процесса, но скажем только безо всякой иронии, что это высокое искусство — восстановить то, чего не было. И ведущий специалист аудиторской компании этим будет заниматься, а вот «восходящей звезде» останется восстановление первичной документации — «приходников», «расходников», доверенностей и товарных отчетов. Некоторые и калькуляционную карточку придумать смогут, и накладных от мнимых поставщиков наделать. И чем лучше это будет получаться, тем дольше эта «звезда» будет всходить, и может не взойти вообще, а если компания крупная, то и командировки такому специалисту обеспечены.

Итак, вполне очевидно, что при переходе в аудиторы риск потерять в профессиональном плане весьма высок, а вот возможность роста квалификации невелика. Есть ли выход их этого «замкнутого» круга?

Выход есть!

Первая рекомендация сомневающимся проста — поработайте сначала 10–15 лет в родной профессии и только потом решайте, кем же вам быть: аудитором в чужой компании или финансовым директором в своей. А до этого времени держите высоко голову, ведь ваша профессия — одна из самых уважаемых и трудных, и у вас всегда будет возможность заработать на хлеб не руками или ногами, а мозгами.

Второй вариант подойдет для тех, кому нынешняя работа совсем в тягость, а особого желания становиться аудитором тоже нет. Заключается он в том, чтобы выучиться на бухгалтера по МФСО. Это — совсем другой мир, который далек от РСБУ настолько, насколько Налоговый кодекс далек от ПБУ. Что говорить, если МФСО при описании хозяйственных операций оперируют понятиями, которые отличаются от принятых в Гражданском кодексе, но постепенно переходят в его нормы. Так что этот вариант очень перспективен. Он даст реальную возможность стать как бухгалтером, так и аудитором по МФСО и легко найти работу в крупной компании.

Третий вариант — это построение системы управленческого учета и отчетности на родном предприятии. Не секрет, что РСБУ не дает полного представления об истинной структуре себестоимости продукции. Да и эта неточная стоимость формируется с опозданием в один-три месяца в зависимости от отчетного периода, за который отчитывается организация. Разумеется, руководителю неинтересна устаревшая и неточная информация. Управленческий же учет такое представление дает хоть и не очень точно, зато вполне оперативно. Поэтому можно стать незаменимым специалистом управленческого учета в области бюджетирования и бизнес-планирования, правда, забыв напрочь обо всем том, что связано с расчетом базы по налогу на имущество. Однако тут есть один нюанс: система себестоимости для предприятия — явление уникальное, и если специалист решит сменить место работы, то на другом предприятии придется начинать все заново. Бухгалтер же останется бухгалтером вне зависимости от вида деятельности — НДС равен 18% и в строительстве, и в оптовой торговле, а некоторые особенности нового вида деятельности только расширяют кругозор и повышают стоимость счетного специалиста.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию