России надо быть сильной и конкурентоспособной

Повышение уровня жизни народа, демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства признаются приоритетными целями дальнейшего развития государства. Для их достижения Федеральному собранию предлагается сохранить 13% ставку налога на доходы физических лиц; установить трехлетний мораторий на проверки и инспекции на малых предприятиях; передать утверждение бюджетов государственных монополий правительству; передать полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах федеральные функции финансового контроля и кадровой политики. Также выдвинуты предложения по реформированию системы государственного управления, экономики, предпринимательства, внешней политики, систем федеративного устройства и местного самоуправления, жилищно-коммунального комплекса, судебной системы, естественных монополий. В частности, подчеркивается, что правительственный прогноз экономического роста в 3,5% свидетельствует о том, что кабинет министров не го! тов ставить перед собой амбициозные цели.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


П О С Л А Н И Е 

18 апреля 2002 г.N

"России надо быть сильной и конкурентоспособной"

                        Добрый день, уважаемые друзья!
             Уважаемые председатели палат Федерального Собрания,
       Уважаемые депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации!

     Мы вновь собрались в этом  зале,  чтобы  подвести  итоги  за  год  и
поставить  задачи  на  предстоящий  период.   Наши   цели     неизменны -
демократическое развитие  России,  становление  цивилизованного   рынка и
правового государства. И самое главное - повышение  уровня  жизни  нашего
народа.
     Здесь есть достижения, хотя и небольшие. В прошлом году  продолжился
экономический рост. Удалось  создать  новые  рабочие  места.  Численность
безработных сократилась на 700 тысяч  человек.  Реальные  доходы  граждан
выросли почти на 6 процентов.
     Год назад мы ставили скромную, но чрезвычайно важную задачу
     - добиться,  чтобы  средняя  пенсия  в  стране  превзошла,  наконец,
прожиточный  минимум  пенсионера.  Сегодня,  можно  сказать,  эта  задача
решена.
     Люди увереннее смотрят в завтрашний день - многие  начинают  строить
долгосрочные  личные  планы,  стремятся  получить  образование    и новые
профессии. И, видимо,  не  случайно,  что  прошлый  год  был   для России
рекордным по числу студентов.
     После целой эпохи дефицитных бюджетов - когда мы тратили больше, чем
зарабатывали - второй год подряд бюджет сведен с профицитом.
     Есть продвижение  в  развитии  инфраструктуры  рынка,  в  укреплении
гарантий частной собственности. В основном -  за  счет  совершенствования
законодательной базы. Отмечу принятие Земельного  и  Трудового  кодексов,
пакетов по пенсионной и судебной  реформам,  дебюрократизации  экономики,
совершенствованию налоговой  системы.  В  Гражданском  кодексе  появились
важные для людей разделы, такой, например, как раздел о наследовании.
     И сегодня я хочу поблагодарить Федеральное Собрание и  Правительство
России,   которые   весь   этот    напряженный    период    конструктивно
взаимодействовали, очень часто были эффективными партнерами.
     На фоне укрепления политической стабильности - постепенно улучшается
деловой  климат  в  стране.  Раздвинулись  горизонты   государственного и
корпоративного планирования. Предприниматели  строят  свои  планы   уже в
расчете не на месяцы, а годы.
     Мы своевременно, а порой  -  и  даже  с  опережением  -  обслуживаем
внешний долг. Более чем вдвое выросла суммарная капитализация  российских
компаний. Начал расти несырьевой экспорт. За год на четверть  увеличились
поставки машин и оборудования за рубеж. После десятилетнего  перерыва  мы
вернулись на вторую позицию в мире по обЪемам  производства  нефти   и на
первое место в мире по торговле энергоносителями. И нам необходимо с умом
распорядиться новым положением страны в мировом экономическом сообществе.
     Все  это  постепенно  меняет  отношение  к  нам  в  мире.  Улучшение
экономической    ситуации    отмечается    международными    рейтинговыми
агентствами,  повышающими  кредитный  рейтинг  России.  Зарубежные  банки
увеличивают российскую долю в своих инвестиционных портфелях. Наша страна
постепенно превращается в солидного и предсказуемого делового партнера.
     Однако  следует  признать  и  другое:  политическая   стабильность и
благоприятная экономическая конЪюнктура не использованы в полной мере для
качественного улучшения жизни  граждан  страны,  для  завоевания  Россией
достойного места в мировой экономической системе.
     Удовлетворяет ли нас достигнутое?
     Наш ответ - конечно же, нет, еще раз  нет.  Для   "головокружения от
успехов"  нет  никаких  оснований.  Экономические   проблемы     России -
накопленные в предыдущие десятилетия, десятилетия стагнации и кризисов  -
никуда не делись. Бедность хотя и отступила - только немножко  отступила,
- но продолжает мучить еще 40 миллионов наших граждан. В  последние  годы
экономического роста нам удалось разве что  не  увеличить   отставание от
других стран.
     В этой связи  должен  сказать:  довольно  долго  многие   политики и
граждане страны были уверены или жили иллюзиями,  что  окончание  периода
военно-политической конфронтации в мире чуть ли не автоматически  откроет
России путь в мировую экономическую систему, что мир распахнет  нам  свои
"экономические обЪятия". Жизнь оказалась куда сложнее.
     Да, период конфронтации закончился. Мы строим со всеми государствами
мира  -  хочу  это  подчеркнуть  -  со   всеми       государствами мира -
конструктивные, нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и  на
другое: нормой в международном сообществе, современном  мире   является и
жесткая  конкуренция  -  за  рынки,  за  инвестиции,  за   политическое и
экономическое влияние. И в борьбе, этой борьбе, России надо быть  сильной
и конкурентоспособной.
     Сегодня страны мира конкурируют друг с  другом  по  всем  параметрам
экономики  и  политики  -  по  величине  налоговой  нагрузки,   по уровню
безопасности  страны  и   ее   граждан,   по   гарантиям     защиты права
собственности. Они соревнуются в привлекательности  делового   климата, в
развитии экономических свобод, в качестве  государственных   институтов и
эффективности судебно-правовой системы.
     Конкуренция приобрела действительно глобальный  характер.  В  период
слабости - нашей слабости - многие ниши на  мировом  рынке  нам  пришлось
уступить. И они тут же  были  захвачены  другими.  Их  никто  так  просто
возвращать не хочет и не отдаст  -  о  чем  свидетельствует   ситуация на
рынках нефти, стали, авиационных перевозок и других товаров и услуг.
     Вывод очевиден: в  современном  мире  с  нами  никто  не  собирается
враждовать - этого никто не хочет и это никому не нужно. Но нас  никто  и
особенно не ждет. Никто  специально  помогать  не  будет.  За   место под
"экономическим солнцем" нам нужно бороться самим.
     Я уже говорил: России сегодня нужны более  амбициозные  цели.  Более
высокие темпы роста. А наша экономическая политика,  повседневная  работа
государственных  институтов   -   должны   быть   нацелены   на   решение
соответствующих задач. Мало того - эти действия, эта политика должны быть
понятны - понятны и поддержаны народом.
     Я убежден: чтобы обеспечить достойный уровень жизни  наших  граждан,
чтобы Россия оставалась весомым и полноценным членом мирового сообщества,
была сильным  конкурентом  -  наша  экономика  должна  расти   куда более
быстрыми  темпами.  Иначе  мы  все  время  будем      проигрывать, а наши
возможности в мировой политике и экономике - будут ужиматься.
     Готова ли Россия  к  такой  конкурентной  борьбе?  Способна   ли она
обеспечить необходимые для этого темпы роста? Правительство зафиксировало
их в своем прогнозе на ближайшие годы в интервале 3,5-4,6 процента. О чем
это говорит?
     Первое    -     фактически     признается,         что благоприятная
внешнеэкономическая конЪюнктура уже не  обеспечивает  необходимых  темпов
развития экономики и ее конкурентоспособности.
     И второе - Правительство не  рассчитывает  на  более  высокие  темпы
роста.
     Столь низкая оценка возможностей России - не на пользу делу.  Больше
того, она не предполагает  активной  политики.  Не  предусматривает  мер,
нацеленных на  использование  возможностей  российской  экономики.  Речь,
прежде всего - о том потенциале, который есть  в   предпринимательстве, в
научно-технической сфере, в современных технологиях управления.
     Считаю, что основное сейчас: это -  создание  условий,  при  которых
граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и - с выгодой для
себя - вкладывать в экономику своей собственной страны.
     Но для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям  жить
и работать. И прежде всего - придется существенно изменить  саму  систему
работы государственных институтов.
     Сегодня  колоссальные  возможности  страны  блокируются  громоздким,
неповоротливым, неэффективным  государственным  аппаратом.  К   слову, из
почти 500 тысяч обращений во  время  телевизионного  интервью   почти три
четверти  -  это  жалобы  граждан  на  разные   формы   административного
произвола.
     Уважаемое Собрание!
     Мы привыкли жаловаться на российскую бюрократию -  многочисленную  и
неповоротливую. И претензии к ней - совершенно обоснованны. Повторяем это
очень часто. Между тем, бюрократических структур в  России,  как   это ни
странно, - не больше, а иногда даже меньше, чем в других странах.  В  чем
же тогда дело?
     Главная проблема - не в количестве этих структур, а в  том,  что  их
работа плохо организована. Нынешние функции государственного аппарата  не
приспособлены для решения  стратегических  задач.  А  знание  чиновниками
современной науки управления - это все еще очень большая редкость.
     Я  уже  говорил  о  необходимости   административной     реформы. Ее
результатом должно стать государство, адекватное нашему времени и  целям,
перед которыми стоит наша страна. И государственный аппарат  должен  быть
эффективным, компактным и работающим.
     Что нужно для этого сделать?
     Во-первых - модернизировать систему исполнительной власти  в  целом.
Сегодня  подразделения  исполнительной  власти  живут  так,     будто они
продолжают  оставаться  штабами  отраслей   централизованного   народного
хозяйства. Предприятия в значительной степени приватизированы, но прежние
привычки командования  -  остались.  Министерства  продолжают  направлять
усилия на то, чтобы подчинить себе - финансово и административно
     - предприятия и организации.  В  результате  таких  административных
издержек вести цивилизованный бизнес в стране - чрезвычайно сложно.
     Между тем, прямая обязанность  государства  -  создать   условия для
развития  экономических  свобод,   задавать   стратегические   ориентиры,
предоставлять  населению  качественные  публичные  услуги  и   эффективно
управлять государственной собственностью.
     Для этого структура исполнительной  власти  должна  быть   логично и
рационально устроена, а госаппарат - должен стать работающим инструментом
реализации  экономической  политики.   Реформы   государственной   службы
придется проводить в тесной увязке с  обновленными  принципами   работы и
построения исполнительной власти.
     Во-вторых, нам нужна эффективная  и  четкая  технология  разработки,
принятия и исполнения решений. Ныне действующий порядок  ориентирован  не
столько на содержание, сколько - на форму.
     В-третьих,  надо,  наконец,   провести   анализ   ныне   реализуемых
государственных функций и сохранить только необходимые.
     В  прошлогоднем  Послании  я  уже  давал  соответствующее  поручение
Правительству и просил начать подготовку к административной реформе.
     Понятно,  ревизия  функций  государства   -   задача     непростая и
долговременная. Здесь не может быть никакой  кампанейщины.  Кампанейщины,
которая обычно заканчивается  плавным  "переливом"  чиновников  из  одной
структуры в другую.
     Но  мы  уже  два  года  говорим  о  сокращении    избыточных функций
госаппарата. Ведомства - по вполне  понятным  причинам  -   "цепляются" и
будут "цепляться" за эти функции. Но это, конечно, - не повод откладывать
реформу.
     Председателю   Правительства   следует   представить    обоснованные
предложения по реструктуризации системы исполнительной власти.
     В  завершение  темы  хочу  отметить:  нынешняя  организация   работы
госаппарата, к сожалению, способствует  коррупции.  Коррупция  -   это не
результат отсутствия репрессий - хотел бы это  подчеркнуть,  -  а  прямое
следствие  ограничения  экономических  свобод.   Любые   административные
барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер - тем  больше   взяток и
чиновников, их берущих.
     И мы не должны дожидаться, пока достигнутая стабильность превратится
в административный застой. В том числе - из-за  непрозрачности  в  работе
госаппарата. Для граждан он еще остается "черным ящиком".
     Следует определиться с четким перечнем информации, которую госорганы
обязаны делать публично доступной. И этот перечень должен быть  утвержден
законом.  Это  нужно  и  для  развития  гражданского      общества, и для
формирования цивилизованной предпринимательской среды.
     Уважаемые коллеги!
     Мы сделали существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы.
Большинство необходимых указов, актов, законов уже принято.  Средства  на
их реализацию - выделены. Теперь нужно четко исполнить принятые решения.
     Ключевым считаю то, что изменения коснулись не только организации  и
условий работы судов, но, прежде всего - процедур, обеспечивающих  защиту
прав личности и доступность правосудия.
     Нам необходим такой суд,  который  уважают  и  в  стране,    и за ее
пределами. И эта задача - не  только  политическая,  но  не  в  последнюю
очередь - экономическая. Эффективная судебная  система,  я  уже  об  этом
говорил с самого начала, нужна  и  для  того,  чтобы  у   отечественных и
иностранных  компаний  не   возникло   сомнений   в   ее     авторитете и
действенности.
     В июле этого года  вступает  в  силу  новый  Уголовно-процессуальный
кодекс. В связи с этим судебные и правоохранительные органы должны решить
многие организационные вопросы - чтобы, начиная  с  1  июля,  этот  закон
работал в полной мере.  Обращаюсь  с  просьбой  к  Федеральному  Собранию
оперативно рассмотреть необходимые изменения в УПК и в закон  о  введении
его в действие. В том числе -  нормы,  которые  касаются  передачи  судам
полномочий по арестам.
     На  очереди   -   важнейшие   для   граждан   и     экономики страны
Гражданско-процессуальный, Арбитражный кодексы, закон о третейских судах.
     Думаю, следует оптимизировать и структуру арбитражных судов. Сегодня
разрешение спора и рассмотрение жалобы на принятое решение осуществляется
в одном и том же суде. Просил бы внимательно отнестись к этой проблеме.
     Необходимо также четко разделить  компетенцию  арбитражных   судов и
судов общей юрисдикции. Судебную систему просто дискредитирует  -  многие
это знают - то, что сплошь и рядом один и тот же спор  рассматривается  в
разных судах, которые, к тому же, подчас -  и  очень  часто  -  принимают
прямо противоположные  решения.  Это  ставит  в  тупик  предпринимателей,
граждан, перегружает суды, не способствует  развитию  здорового  делового
климата.
     Надо привести в соответствие  с  новыми  законодательными   актами и
положения закона "О Прокуратуре Российской Федерации".
     И, наконец, нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства
и системы наказаний. Сегодня за преступления небольшой и средней  тяжести
фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие. Преступность  от
этого не уменьшается, а люди - только ожесточаются.
     Между  тем  уже  по  действующему  законодательству  у    судов есть
возможность вместо лишения  свободы  применять  штрафы  и  другие,  более
гуманные, меры наказания. Однако этой возможностью они пользуются  редко.
Считаю, что применение наказаний, не связанных с лишением свободы -  там,
где, конечно, это обосновано, там, где есть основания для этого, - должно
стать широкой судебной практикой.
     Наша главная цель - и об этом мы много раз  говорили,  все  об  этом
хорошо знают - добиться неотвратимости наказания,  а  не  его  чрезмерной
суровости.
     Одним из факторов, обеспечивающих  конкурентоспособность  российской
экономики, является стабильная законодательная база.
     Да, отечественная правовая система находится в стадии  формирования.
И сегодня нам приходится принимать много законов
     -  для   того,   чтобы   быстрее   адаптироваться   к   изменяющимся
экономическим и  социальным  условиям.  Между  тем,  даже  это   не может
оправдать, что принятые законы  часто  противоречат  друг  другу.  Будучи
принятыми - не исполняются. Постоянно подвергаются изменениям, иной раз -
даже не вступив в силу.
     Сейчас Правительство подготовило новый пакет  поправок  в  Налоговый
Кодекс. И очень многие из предложенных изменений  заслуживают  поддержки.
Но хочу обратить внимание: даже самые "благие намерения" разработчиков не
должны  становиться  поводом  для  правовой  небрежности   и   недооценки
последствий принимаемых решений.
     Тем более, что в нашем налоговом законодательстве есть уже и примеры
проработанности, продуманности норм. В первую очередь - давайте  вспомним
о норме  о  13-процентном  подоходном  налоге.  Пойдя  на  этот  шаг,  мы
существенно  простимулировали  деловую  активность,  пополнили    казну и
упростили налоговую систему. И сегодня я еще раз хотел  бы  сказать,  что
это правило пересмотру не подлежит.
     Одним из  факторов,  который  делает  нашу  страну   некомфортной, к
сожалению, для граждан и  негостеприимной  для  иностранцев,  -  является
преступность. Правоохранительные органы должны направлять свои усилия  на
защиту  прав  граждан,  жесткую  борьбу   с   рэкетом,   административным
произволом и коррупцией. На охрану прав собственника и производителя.
     Серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности  в  стране
представляет рост экстремизма. Речь, в первую очередь,  о  тех,  кто  под
фашистскими,  националистическими  лозунгами  и   символикой   устраивает
погромы, избивает и убивает людей.
     При этом милиция и прокуратура часто не имеют достаточно эффективных
инструментов  для   привлечения   к   ответственности     организаторов и
вдохновителей этих преступлений. Во многих  случаях  дело  ограничивается
доведением до суда лишь непосредственных  исполнителей.  На  самом  деле,
банды экстремистов действуют,  по  сути,  как  организованные  преступные
сообщества и подлежат аналогичному преследованию. Уже в ближайшее время в
Государственную Думу  будет  внесен  законопроект,  касающийся   борьбы с
экстремизмом.
     Уважаемые депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации!
     В прошедшем году в  целом  завершилось  организационное  становление
федеральных округов. Федеральная власть реально стала ближе к регионам.
     Полагаю, настало время  перенести  на  окружной  уровень  исполнение
некоторых федеральных функций, приблизить их к территориям. Прежде  всего
- в части контрольной и кадровой работы. А именно - в сферах  финансового
контроля  и  согласования  кандидатур   на   должности   в   региональных
подразделениях федеральных  ведомств,  о  количестве  которых   тоже надо
подумать.
     Нашей ключевой задачей остается работа по разграничению сфер ведения
между федеральным, региональным и местным уровнями власти.  Год   назад с
этой трибуны  я  говорил  о  необходимости  наведения  здесь   порядка. К
настоящему  времени  собраны  и  обобщены  предложения     органов власти
субЪектов Федерации и местного самоуправления. Созданная  для  этой  цели
комиссия проводит их скрупулезный анализ.
     Очевидно, что задача у комиссии - непростая. Но мы ждем от ее работы
результатов.  Они  нужны  для  повышения  эффективности   государственной
политики, стабилизации межбюджетных отношений, внесения большей ясности в
организацию российской власти в целом.
     Несколько слов - о практике  заключения  договоров  о  разграничении
предметов ведения и полномочий  между  Центром  и  субЪектами  Федерации.
Возможность заключения этих договоров предусмотрена Конституцией России и
является  легитимной.  В  известный  момент  нашей   истории   они   были
востребованы, и, думаю, необходимы. Однако на практике само существование
таких договоров часто приводит к фактическому  неравенству  в  отношениях
между субЪектами Российской Федерации. А, в конечном счете,  значит   - и
между гражданами, которые проживают в разных территориях России.
     Причем, в большинстве  случаев  разграничение  полномочий  произошло
лишь "на бумаге". Недаром из 42-х имевших такие договоры субЪектов  -  28
их уже расторгли.
     Разумеется,  в  таком  государстве   как   Россия   надо   учитывать
региональную  специфику.  И  необходимость  в  договорах   с   отдельными
регионами, конечно же, может возникать. Но заключать такие  договоры  "за
спиной" других субЪектов Федерации,  без  предварительного   обсуждения и
достижения общественного консенсуса, думаю, - неправильно.
     Полагаю, все договоры о разграничении  полномочий  должны  проходить
обязательную процедуру утверждения федеральным законом,  Вами,  уважаемые
коллеги.  Чтобы  все  знали,  кто  какие  преференции  имеет    и почему.
Федеральное собрание должно "на ясном глазу" принимать это решение.
     Теперь о ситуации в Чечне. Военную стадию  конфликта  можно  считать
завершенной. Она завершена благодаря  мужеству  и  героизму   армейских и
специальных подразделений России. Еще год назад мы считали тех,  кто  нам
противостоит. Сколько там бандитов и террористов: две тысячи, три,  пять,
десять. Сегодня - для нас не важно, сколько их. Нужно знать, где они.
     В самой республике еще много  социальных  и  экономических  проблем,
мирную жизнь нарушают вылазки оставшихся  бандитов.  Однако  из-за  этого
нельзя поражать в правах целый народ. Мы не можем этого допустить. Каждый
житель  Чечни  или  выходец  из  нее  должен  ощущать  себя   полноценным
гражданином Российской Федерации.
     И потому главная задача нынешнего этапа - это  возвращение   Чечни в
политико-правовое пространство России. Это создание  в  ней  дееспособных
правовых институтов и собственных силовых структур.  А  в   перспективе -
проведение свободных выборов, полноценная система республиканской  власти
и экономически устроенная жизнь чеченского народа.
     Уважаемое Собрание!
     В течение длительного  времени  федеральная  власть   практически не
уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге  это
непосредственно  сказывается  на  уровне  жизни  населения  в  российских
городах и селах.
     Одним из источников сложившейся ситуации  является  низкое  качество
законодательной базы местного самоуправления. Федеральный закон о местном
самоуправлении и соответствующие акты субЪектов Федерации в малой степени
согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг
с другом.
     Одна  из  причин  -  нечеткость   в   разграничении     полномочий с
региональными органами власти, а также - неопределенность, за что  именно
должны отвечать государственные  органы,  а  за  что  -  органы  местного
самоуправления.
     В этой связи надо законодательно уточнить само  понятие  и  перечень
вопросов "местного значения".  Часть  из  них  пересекается  с  задачами,
которые выполняются федеральными и региональными органами государственной
власти. Другие - требуют колоссальной материальной поддержки и могут быть
успешно реализованы только при содействии субЪектов, а  иногда  -  и  при
прямой поддержке Федерации.
     Кроме  того,  большой  проблемой  местного  самоуправления  остается
недостаточность его  собственной  доходной  базы.  Но  именно  с  местных
органов власти население спрашивает и за исполнение  федеральных  законов
(таких как о ветеранах), и за работу ЖКХ, и за очень многое другое.
     Считаю, что федеральным  законодателям  необходимо   определиться со
структурой местного самоуправления. Прежде всего, закрепив законом те его
формы, которые доказали  свою  жизнеспособность  на  практике.   При этом
нелишне вспомнить и наш  собственный,  еще  дореволюционный  исторический
опыт.
     Все эти вопросы должны быть отражены в новой  редакции  Федерального
Закона "Об  общих  принципах  местного  самоуправления",  в  региональном
законодательстве.
     И, наконец,  очень  важно,  чтобы  у  местного   самоуправления была
возможность создавать собственные источники формирования бюджета. За счет
развития  малого  бизнеса,  эффективного   использования     земель, иной
недвижимости.  При  этом  государственная  власть  -  учитывая  расходные
полномочия  муниципалитетов  -  могла  бы  обеспечить   им   долгосрочные
нормативы отчислений от регулирующих налогов.
     Хотел  бы  еще   раз   подчеркнуть:   без     дееспособного местного
самоуправления эффективное устройство власти в целом считаю  невозможным.
Кроме  того,  именно  здесь,  на  местном  уровне  есть   огромный ресурс
общественного контроля за властью. И на этом уровне  мы  обязаны  навести
порядок. Тот порядок,  о  дефиците  которого  говорят  и  пишут  граждане
страны.
     Уважаемые коллеги!
     Отдельно  остановлюсь  на  проблемах  малого  бизнеса.    Только что
упоминал это в разрезе местного самоуправления. Это важно  для   страны в
целом.   Как   вы   знаете,   Правительство   подготовило   изменения   в
законодательство о налогообложении малого бизнеса. И в процессе работы  с
ними в Государственной Думе прошу самым внимательным образом прислушаться
к  мнению  самих  предпринимательских  обЪединений,  чтобы  не  повторить
истории, когда с введением единого социального налога налоговая  нагрузка
на малый бизнес, к сожалению, только возросла.
     Это уже не первая  ситуация,  когда  "по  пути"  в  Думу  происходит
скрытая ревизия первоначальных проектов. Ревизия, приводящая к  искажению
самой идеи.
     Мы часто говорим, что начинающему бизнесу крайне  важна  возможность
"встать на ноги". Между тем, непродуманные, либо  недоработанные  проекты
часто ставят наше предпринимательство не "на ноги", а "на уши".
     Мы обязаны прекратить бессмысленное  соревнование  между   народом и
властью - когда власть порождает законы, а народ  изобретает  способы  их
обхода.  Творческая  активность  людей  должна  направляться  не  на  так
называемую "оптимизацию" налоговых схем, а на развитие собственного  дела
на базе использования тех норм, которые мы с вами им предлагаем.
     Хотел бы также добавить: изменение налогов - важная, но только часть
проблемы. У предпринимательства в  целом  -  а  малого  в   особенности -
огромное количество претензий, связанных с неоправданным административным
давлением. И прежде всего - со стороны надзорных органов и инспекций.
     Издержки от  такого  надзора  очень  велики,  а  порой  -  абсолютно
бессмысленны. Он зачастую осуществляется формально. При этом материальный
ущерб от аварий, обвалов, пожаров и т.д.
     - не уменьшается. Заплатил за справку - и "гори себе на здоровье".
     Но ведь за порядком здесь надзирают сотни тысяч  человек.  При  этих
органах  аккредитованы  тысячи  -  и  это  не  преувеличение   -   тысячи
коммерческих организаций, "кормящихся" на  проверках.  Их   предписания и
штрафы, равно как поборы и взятки, ложатся непомерным бременем и угнетают
предпринимательство.
     Нам нужны изменения в законы и подзаконные акты, которые  уточнят  и
упорядочат полномочия надзорных органов. А где можно - заменят  их  более
эффективными  мерами  ответственности  самих   экономических   субЪектов.
Действовать, конечно, в этом плане нужно очень аккуратно.
     Считаю, нам  следует  расширить  практику  комплексного  страхования
ответственности. За порядок в той или иной сфере страховая компания будет
"отвечать рублем" - в отличие  от  чиновника,  который  в  худшем  случае
рискует получить служебное взыскание.
     Убежден - развитие системы страхования рисков приведет не  только  к
неизбежному сокращению числа надзирающих, но и  к  большей  эффективности
самой системы контроля и  надзора  в  стране.  Благоприятно   повлияет на
состояние казны, на предпринимательскую активность граждан.
     Кроме того, Правительство должно обеспечить сведение таких  проверок
к минимуму - в некоторых регионах такая  практика  имеется  и  достаточно
хорошо функционирует. Надо установить своего рода "мораторий" на проверки
для малых предприятий
     - например, хотя бы на первые три года их работы. При  необходимости
- внести изменения в законодательство.  Некоторые  решения  проблемы  уже
обозначены в ранее принятых актах по дебюрократизации.
     В этой связи хочу также  обратиться  к  региональным  властям.  Ваша
поддержка  малому  бизнесу  -  сегодня  абсолютно   необходима.   Решения
федеральных властей по-настоящему заработают лишь  при  наличии  реальных
действий на территориях России.
     Уважаемые коллеги!
     Еще  одна  очень  важная  тема.  Одной  из  серьезных   задач, прямо
связанных с темпами экономического роста,  является  продолжение  реформы
наших крупных компаний, так называемых естественных монополий. И здесь  -
огромные резервы для развития конкуренции.
     В прошлом году  после  долгих  обсуждений  были  одобрены  программы
реформирования ряда монополий. Хочу обратить внимание,  что  "аккуратное"
отношение государства к этим монополиям, к  сожалению,  уже  используется
ими для поднятия тарифов. И ссылки монополистов на рост издержек - далеко
не всегда состоятельны, чаще всего - несостоятельны.
     Хотел бы напомнить: реформирование  монопольного  сектора  экономики
должно проводиться в интересах страны. Потребители продукции  и   услуг -
граждане, муниципалитеты, государство
     - не должны страдать в  ходе  модернизации  этих  гигантов.  Реформы
монополий  призваны  привести  к  понижению   издержек,     избавлению от
непроизводительных  расходов,  к  появлению  продуманных   инвестиционных
программ.
     Для  этого  уже  в  этом  году  необходимо  осуществить    переход к
утверждению Правительством бюджетов инфраструктурных  монополий.  До  сих
пор даже не знали, что у них там происходит.
     Еще один важный вопрос - управление государственной  собственностью.
Госпредприятия еще почти во всех секторах экономики присутствуют.  Но,  к
примеру, из почти 10 тысяч унитарных предприятий по-настоящему эффективно
работают  только  считанные  единицы.   А   в   2001       году около 400
государственных унитарных предприятий находились в процедуре банкротства.
     Должен также напомнить: мы до  сих  пор  точно  не  знаем  подлинных
обЪемов госсектора. Инвентаризация государственного имущества, о  которой
уже не  раз  говорилось,  не  завершена.  Нашей  экономике  неэффективный
государственный сектор ничего, кроме дополнительных расходов  и  проблем,
не даст. Это не значит, что его не должно  быть,  -  я  говорю   только о
неэффективном секторе. Полагаю, мы  должны  четко  и  максимально  быстро
определиться с имуществом, которое следует оставить в  государственной  и
муниципальной собственности.
     Что касается банкротства, то в этой сфере необходимо срочно  навести
порядок - и, прежде всего, обращаюсь опять  к  вам,  в  законодательстве.
"Поточное" банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом. Мы
обязаны сделать механизм проведения процедуры банкротства и  оздоровления
предприятий прозрачным, рыночным, а значит - невосприимчивым к коррупции.
И я прошу Федеральное Собрание не затягивать рассмотрение соответствующих
законопроектов.
     Важнейшим  условием  динамичного  экономического  развития  является
эффективная банковская система. Она  призвана  аккумулировать  финансовые
ресурсы и превращать их в инвестиции. В этой связи необходимо  наверстать
отставание в банковской реформе. Усилить  банковский  надзор,  обеспечить
прозрачность  в  деятельности  банков,  принять  меры  по    повышению их
капитализации.
     Уважаемые коллеги!
     Один из самых острых вопросов, вызванных отсутствием  конкуренции  и
монополизацией   производства   и   сферы   услуг,    -    это    реформа
жилищно-коммунальной сферы. И этот вопрос - в  той  или  иной   степени -
затрагивает абсолютно всех.
     С одной стороны, население платит все больше,  с  другой   стороны -
качество не растет. Государство тратит на дотации ЖКХ огромные  средства,
однако отдача от них остается низкой. В  отдельных  регионах  разрешением
кризисов, связанных с коммунальными проблемами, было вынуждено заниматься
Министерство  по  чрезвычайным  ситуациям.  И   подавляющее   большинство
присутствующих знают это не понаслышке и не из телевизора.

     Очевидно, что вся система функционирования ЖКХ требует  кардинальных
изменений. При этом в первоначальную концепцию реформы ЖКХ были  заложены
затраты на поддержание  технологически  устаревших  и  крайне  изношенных
коммунальных систем, на все утечки и потери  при  доставке,  и   просто -
издержки плохой работы предприятий ЖКХ.
     Однако главная цель реформы  -  это  улучшение  качества   услуг при
одновременном снижении затрат на их предоставление. Только  такой  подход
поможет снять опасения наших граждан, что  вся  реформа  ЖКХ   сведется к
голому повышению тарифов.
     Основное, что предстоит сделать - это  передать  права  распоряжения
бюджетными  субсидиями  самим  гражданам.  Иначе  -  население  обязывают
становиться потребителем услуг нерационального и затратного хозяйства.
     Монополизм в сфере ЖКХ не дает  гражданам  возможности   выбирать на
рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. В этой связи  хочу
напомнить Правительству и руководителям регионов,  что  задачу  повышения
оплаты можно ставить  только  одновременно  с  развитием   конкуренции, с
проведением аудита  затрат  коммунальных  предприятий  и  предоставлением
жильцам прав на определение номенклатуры  и  обЪема  жилищно-коммунальных
услуг.
     Только в этом случае у потребителя появится стимул экономить свет  и
тепло, а у  производителя  -  применять  энергосберегающее  оборудование,
ставить приборы учета потребления ресурсов.
     Жилищно-коммунальная  политика  -  это,  прежде  всего,  обеспечение
доступности жилья для граждан. Но еще очень многие  наши  граждане  имеют
тяжелые жилищные условия. При этом в  мире  давно  существуют  институты,
серьезно облегчающие гражданам решение проблем приобретения и  содержания
жилья. Это, прежде всего - ипотечное кредитование. Конечно,  его  система
зависит от общего уровня развития экономики страны.
     Низкие доходы населения и высокие процентные  ставки  на  финансовых
рынках, неразвитый рынок жилья и огромные цены  на  строительство  -  это
далеко не полный перечень проблем, которые можно и нужно решать с помощью
механизмов ипотеки.
     В некоторых регионах уже появился первый  успешный  опыт  ипотечного
жилищного кредитования.  Предоставлено  около  40  тысяч    кредитов, а в
отдельных субЪектах  Федерации  начали  работать  региональные  агентства
ипотечного жилищного кредитования.
     Полагаю,  что  развитие  системы   ипотеки   должно     стать сферой
приоритетного  внимания  и  федерального  Правительства,  и  региональных
властей.
     Уважаемые коллеги!
     Нам нужно учиться использовать преимущества нового состояния мировой
экономики. Очевидно, что для России проблема выбора -  интегрироваться  в
мировое экономическое пространство или нет, не  интегрироваться  -  такая
проблема перед нами уже не стоит. Мировой рынок уже у нас,  а  наш  рынок
стал частью мировой системы.
     Между тем, в стране идут острые дискуссии  по  поводу   вступления в
ВТО. Не могу обойти вниманием и эту тему. Порой эти  дискуссии  настолько
жаркие, что заканчиваются  сжиганием  чучел  оппонентов.  Думаю,   что до
сжигания  чучел  доходить  не  нужно,  но  вопрос  требует  внимательного
рассмотрения.
     ВТО - хотел бы обратить на это внимание - не  абсолютное  зло   и не
абсолютное  добро.  И  не  награда  за  хорошее  поведение.     ВТО - это
инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится  сильнее.  Кто  не
умеет или не хочет  пользоваться,  не  хочет  учиться,  кто  предпочитает
сидеть  за  частоколом  протекционистских  квот,   пошлин,   -   обречен.
Стратегически абсолютно обречен.
     Наша страна все еще  "выключена"  из  процесса  формирования  правил
мировой торговли. Мы уже там, в этой мировой торговле, а  к  формированию
правил ее не допущены. Это ведет к консервации  российской   экономики, к
снижению конкурентоспособности.
     Членство  в  ВТО  должно  стать  инструментом  защиты   национальных
интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для решения
тех задач, которые нам и так нужно решать.
     Убежден, развитие российской экономики возможно лишь при  ориентации
на  жесткие  требования  мирового  рынка,  на  завоевание  в    нем своих
собственных новых ниш.
     В этой связи продуманная "архитектура" нашего участия в  ВТО  должна
состоять из нескольких элементов.
     Во-первых, одними  переговорами  в  рамках  ВТО  не   обойтись. Надо
усилить государственные структуры, которые должны помогать  отечественным
производителям адаптироваться к новым условиям работы.  Провести  ревизию
существующих мер государственной поддержки  предпринимательства.  Выявить
спорные  с  точки   зрения   антидемпинговых   расследований   программы,
своевременно привести их в соответствие с требованиями ВТО.
     И  что  принципиально  важно  -   готовить   кадры   соответствующей
квалификации. У каждой из стран-участников  ВТО  в  обеспечении  торговых
взаимодействий  и  споров  работают  тысячи  человек.  А   в   российском
госаппарате этой проблемой занимаются несколько  десятков  служащих.  Там
где нам нужны специалисты,
     - у нас их не хватает, а где не нужны - там их пруд пруди.

     Нам нужна постоянно действующая переговорная площадка для  доведения
до органов государственной власти интересов  российского  бизнеса  -  как
сторонников, так и противников нашего участия в ВТО.
     Предстоит  серьезно  проанализировать  федеральные  и   региональные
экономические  режимы.  Ведь  в  законодательстве  регионов    есть акты,
делающие Россию очень уязвимой для претензий наших конкурентов.
     На плечи парламента ложится большая работа  по  гармонизации  нашего
законодательства, нашей правовой базы с нормами ВТО. Важнейшими  являются
новая  редакция  Таможенного  Кодекса,  законы  в  области   технического
регулирования, защитных,  антидемпинговых  и  компенсационных  мер,  прав
интеллектуальной собственности. Нам нельзя сидеть сложа руки,  шевелиться
нужно.
     И,  конечно  же,  власти  необходимо  продолжать    консультации и с
промышленниками, и обязательно с профсоюзами. Все должны быть участниками
этого процесса. Мнения всех должны быть учтены.
     Уважаемые коллеги!
     Наша  экономика  пока  недостаточно  восприимчива  и  к  достижениям
научно-технического прогресса. Значительная часть предприятий практически
не вкладывает средств ни в создание новых технологий, ни  в  модернизацию
старых.
     В то же время на российских ученых, их научные результаты и  высокие
технологии  -  большой  спрос  за  рубежом.  Они-то  в      полной мере -
конкурентоспособны, что  подтверждается  фактом  работы  в  нашей  стране
многих зарубежных венчурных фондов. Целые  научные  направления  и  школы
поддерживаются грантами мировых исследовательских центров и международных
концернов.
     Но богатый научно-технический потенциал,  которым  обладает  Россия,
должным образом нами самими не  используется.  Достойных  и  долгосрочных
проектов для него в экономике очень мало.
     В  этой  связи  Правительству   следует   определиться     с формами
государственной    поддержки    новых    технологий.       Найти подходы,
соответствующие  нашим  ресурсам,  современной  географии  рынков,  типам
хозяйственных связей.
     Понятно, что модель  научно-технического  прогресса  прошлых   лет -
помпезную   и   архаичную   модель   одновременно    -    восстанавливать
нецелесообразно. Необходимы решения, привязанные к конкретным проектам, а
не к отдельным отраслям.
     Надо помочь российским разработчикам встроиться в мировой  венчурный
рынок капитала, обеспечивающий эффективный  оборот  научных   продуктов и
услуг. И начать эту  работу  в  тех  сегментах  мирового  рынка,  которые
действительно могут занять отечественные производители.
     И, наконец, нужно создавать условия  для  здоровой  коммерциализации
прикладной науки. В том числе - путем создания совместных предприятий как
в России, так и за рубежом.
     Особо остановлюсь на здравоохранении, поскольку оно  непосредственно
касается всех нас. В основном, правда, тогда,  когда  мы   сталкиваемся с
проблемами со здоровьем.
     Всем вам очень хорошо известны показатели здоровья населения России,
они - неутешительны. О том, что здравоохранению необходима  модернизация,
сказано очень много.
     В прошлом Послании я ставил задачу подготовки  законодательной  базы
для завершения перехода к страховому принципу оплаты  медицинских  услуг,
медицинской помощи. У нас есть  привычка  самое  сложное   откладывать на
потом, к сожалению. Эта задача не выполнена.
     Одним  из  безусловных  приоритетов  является  продолжение   военной
реформы и переход к профессиональной армии при сокращении срока службы по
призыву. Реформа нужна обществу, но прежде всего - и самой армии.
     Новую  систему  комплектования  и  сокращение  сроков     службы для
призывников  невозможно  провести  в  один  год.  Поэтому  в    этом году
Министерство обороны начинает  эксперимент  на  базе  отдельных  воинских
соединений, который должен практически отработать весь механизм  перевода
комплектования армии и флота  на  добровольный  принцип.  По  результатам
эксперимента станет понятно и  ясно,  как  скоро  мы  сможем   перейти на
сокращенные сроки службы  по  призыву.  Причем  подчеркну  -  существенно
сокращенные сроки. Тянуть с этой реформой  нельзя,  но  и  суета   в этом
вопросе недопустима.
     Работу будем вести поэтапно - с  учетом  и  финансовых  возможностей
страны, и интересов национальной безопасности государства.
     При становлении армии нового типа - мобильной и компактной
     - необходимо создать достойные социальные условия для военнослужащих
и их семей. Не должны остаться без внимания государства и те,  кто  отдал
служению Родине годы своей жизни и увольняется  из  Вооруженных   Сил. Им
необходимо помочь найти свое место в экономической жизни страны.
     Напомню также, что в октябре этого года проводится первая за 11  лет
существования Российской Федерации государственная перепись населения.
     Самые общие результаты этого масштабного мероприятия станут известны
в  конце  года.  Они  дадут  нам  обоснованные  статистические  сведения,
прояснят  ситуацию  с  численностью,  национальным  составом,  занятостью
населения, количеством вынужденных переселенцев, мигрантов и так далее.
     Повсеместное и качественное проведение  переписи  крайне  необходимо
стране - принятие  обоснованных  управленческих  решений   невозможно без
реального понимания ситуации, информации о составе населения.  Проведение
переписи невозможно без эффективной  кооперации  и  координации  действий
федеральных и  региональных  властей,  органов  местного  самоуправления,
аппаратов полномочных представителей Президента на местах.
     Считаю организацию проведения переписи одной из первоочередных задач
и прошу все уровни власти принять активное участие  в  ее   подготовке. А
граждан нашей страны -  отнестись  к  проведению  переписи  с  пониманием
государственной значимости этого мероприятия.
     Уважаемое Собрание!
     Сегодня  Россия  выступает  одним   из   самых     надежных гарантов
международной  стабильности.   Именно   принципиальная     позиция России
позволила сформировать прочную антитеррористическую коалицию. В контексте
союзнических  отношений,  мы  с  руководством  ряда  стран  СНГ   приняли
соответствующие решения.
     Для нашего  государства,  давно  столкнувшегося  с   терроризмом, не
стояла  проблема  выбора  -  поддержать  или  не  поддержать    усилия по
уничтожению  его  "логова".  Тем  более,  что  эти   меры   действительно
способствовали укреплению безопасности на южных  границах  нашей  с  вами
страны и в значительной  степени  способствовали  улучшению   ситуации по
этому вопросу во многих странах Содружества Независимых Государств.
     Совместными усилиями нам  удалось  решить  важнейшую  стратегическую
задачу - ликвидировать наиболее опасный центр международного терроризма в
Афганистане. Пресечь его негативное воздействие  на  положение  в  других
регионах мира, устранить исходившую оттуда для нас с вами угрозу.
     После 11 сентября прошлого года многие, очень многие в мире  поняли,
что холодная война закончилась. Поняли, что сейчас - другие угрозы,  идет
другая война - война с международным терроризмом. Его опасность очевидна,
она не требует новых доказательств. Хочу  отметить:  это  в  полной  мере
относится и к России.
     Подчеркну, что российская внешняя  политика  и  в  дальнейшем  будет
строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и национальных
интересов - военно-стратегических, экономических, политических. А также с
учетом интересов наших партнеров, прежде всего, по СНГ.
     Содружество   Независимых   Государств   -   это     реальный фактор
стабильности  на  обширной  территории  мира,   влиятельное   обЪединение
государств с широким кругом задач и интересов.
     Работа  со  странами  СНГ  -  главный  внешнеполитический  приоритет
России. Приоритет, связанный, в  том  числе,  с  получением  конкурентных
преимуществ  на  мировых  рынках.  У   стран   Содружества     есть много
возможностей для осуществления  масштабных  совместных  инфраструктурных,
транспортных и энергетических проектов.  Уверен,  их  реализация  повысит
прочность  нашей  интеграции,  придаст   новые   возможности   российской
экономике - и не только ей.
     Большие резервы интеграции скрыты в гуманитарных проектах  -  в  том
числе научных и образовательных. Россия уже повысила число  студентов  из
стран СНГ. И Правительство  должно  рассмотреть  возможность  дальнейшего
увеличения числа обучающихся - хотя бы до 1 процента от общей численности
тех, за кого сегодня платит российское государство.
     Считаю  необходимым  сегодня  еще  раз  твердо   заявить   о   наших
приоритетах  на  европейском   направлении.   Здесь       очевидны и наша
последовательная позиция, и многочисленные конкретные шаги по  интеграции
с Европой. Мы будем продолжать активную работу с Евросоюзом, направленную
на формирование единого экономического пространства.
     Наша  важнейшая  цель  во  внешней  политике   -   это   обеспечение
стратегической стабильности в мире. Для этого  мы  участвуем  в  создании
новой системы безопасности, поддерживаем постоянный диалог с Соединенными
Штатами, работаем над изменением качества наших отношений с НАТО.
     В целом хотел бы отметить: Россия активно  интегрируется  в  мировое
сообщество. И несмотря на жесткую конкуренцию, о которой я  уже  говорил,
нашей стране  особенно  важно  уметь  находить  союзников  и   самой быть
надежным союзником для других.
     Уважаемые депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации!
     Принципиальной    особенностью    современного         мира является
интернационализация экономики и общества. И в  этих  условиях  важнейшими
критериями успеха становятся лучшие мировые образцы. Образцы во всем -  в
бизнесе, в науке, в спорте. В темпах  экономического  роста.  В  качестве
работы государственного  аппарата  и  профессионализме  принимаемых  нами
решений.
     И лишь тогда,  когда  мы  будем  не  просто  соответствовать  лучшим
образцам в мире, а лишь тогда, когда мы будем сами создавать  эти  лучшие
образцы, - только в этом случае у нас действительно появится  возможность
стать богатыми и сильными.

     Мы должны сделать Россию процветающей и  зажиточной  страной.  Чтобы
жить в  ней  было  комфортно  и  безопасно.  Чтобы  люди  могли  свободно
трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для  себя  и  для  своих
детей.
     И чтобы они стремились ехать в Россию,  а  не  из  нее.  Воспитывать
здесь своих детей, строить здесь свой дом.

     Спасибо вам за внимание.


Начать дискуссию