Онлайн-кассы

Письмо МНС РФ от 25 апреля 2002 г. N ШС-6-14/535

Действующая редакция Закона от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не предусматривает ответственность предприятий за использование неисправной контрольно-кассовой машины, осуществление предприятием торговых операций (оказания услуг) после приостановления его деятельности, невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услуг). Однако у налоговых органов сохраняется право обращаться в судебные органы с исками о ликвидации юридических лиц, виновных в повторных нарушениях требований упомянутого закона.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ


П И С Ь М О 

25 апреля 2002 г.N ШС-6-14/535

""

     Министерство Российской Федерации по налогам  и  сборам  в   связи с
поступающими от налоговых органов запросами о применении  ответственности
за нарушение требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N  5215-1
"О  применении  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении   денежных
расчетов с населением" (далее - Закон) сообщает следующее.
     Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от  30.12.2001  N   196-ФЗ "О
введении в действие  кодекса  Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях"  (далее  -   Федеральный   закон)   статья   7   Закона,
устанавливающая  штрафные  санкции  за  нарушение  требований    Закона и
Положения  по  применению  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
денежных расчетов с населением, изложена в новой редакции.
     При  этом   действующая   статья   7   Закона     регулирует порядок
распределения сумм штрафов, взысканных за  нарушение   законодательства о
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных  расчетов
с населением,  в  федеральный и местный бюджеты.
     Внесенные  Федеральным  законом  изменения  в  статью  7   Закона не
предусматривают ответственность предприятий (в том числе физических  лиц,
осуществляющих     предпринимательскую   деятельность   без   образования
юридического  лица),  организаций,  учреждений,  их  филиалов  и   других
обособленных подразделений (далее - Предприятия), осуществляющих денежные
расчеты с населением, за осуществление  денежных  расчетов  с  населением
без   применения  контрольно-кассовых  машин,  использование  неисправной
контрольно-кассовой машины, осуществление предприятием торговых  операций
(оказания услуг) после приостановления  его  деятельности,  невывешивание
ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услугу).
     Вместе с тем статья 2 Закона предусматривает обязанности Предприятий
по:
     регистрации контрольно-кассовых машин;
     использованию исправных контрольно-кассовых машин для  осуществления
денежных расчетов с населением;
     выдаче  покупателю  (клиенту)  вместе  с  покупкой  (после  оказания
услуги)  отпечатанного  контрольно-кассовой  машиной  чека   за   покупку
(услугу), подтверждающего исполнение обязательств  по  договору   купли -
продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и  соответствующим
предприятием;
     обеспечению работникам  налоговых  органов  и  центров  технического
обслуживания  контрольно-кассовых  машин  беспрепятственного    доступа к
контрольно-кассовым машинам;
     вывешиванию в  доступном  покупателю  (клиенту)  месте   ценников на
продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги), которые  должны
соответствовать документам, подтверждающим обЪявленные цены и тарифы.
     Кроме того, статья 6 Закона  предусматривает  обязанности  налоговых
органов по:
     регистрации контрольно-кассовых машин, используемых на предприятиях,
в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения по применению
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением;
     осуществлению   контроля   за   соблюдением   правил   использования
контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств  на
предприятиях;
     проверке документов,  связанных  с  применением  контрольно-кассовых
машин, получению необходимых обЪяснений, справок и сведений по  вопросам,
возникающим при проверках;
     проведению проверок правильности выдачи чеков;
     наложению  штрафов на предприятия,    а  также  на   физических лиц,
виновных в  нарушении    настоящего  Закона  и  Положения  по  применению
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением,  предусмотренных  Законом,  а  при  повторном     нарушении -
обращаться в суд  с иском    о  ликвидации    данного      предприятия  с
одновременным приостановлением его деятельности, связанной   с  денежными
расчетами с населением, в  том  числе  в  виде  запрещения  распоряжаться
средствами на его счетах в банках.
     Таким    образом,  в  настоящее  время  у  Предприятий,    которые в
соответствии со статьей 1  Закона  должны  применять  контрольно-кассовые
машины, сохраняется обязанность по соблюдению предусмотренных  статьей  2
Закона требований, а у налоговых органов - обязанность обращаться в суд с
иском о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования Закона
и Положения по применению  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
денежных расчетов с населением.
     Следовательно, при выявлении налоговыми органами повторных нарушений
Закона  и  Положения  по   применению   контрольно-кассовых     машин при
осуществлении  денежных  расчетов  с  населением  у   налоговых   органов
сохраняется право обращаться в судебные  органы  с  исками  о  ликвидации
юридических лиц.
     При обращении в судебные органы с исками  о  ликвидации  юридических
лиц Министерство Российской Федерации по  налогам  и  сборам  рекомендует
учитывать  письмо  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской   Федерации от
28.08.95  N  С1-7/ОП-506  "Об  отдельных   рекомендациях,     принятых на
совещаниях  по  судебно-арбитражной  практике"  и  Постановление  Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 04.08.99   N  10    "О
некоторых  вопросах практики  применения Закона  Российской Федерации  "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных  расчетов
с населением", в которых разЪясняются положения статьи 6 Закона.
     Между тем  в  соответствии  со  статьей  2  Федерального   закона до
01.07.2002  продолжает  действовать  Кодекс  РСФСР  "Об  административных
правонарушениях" (далее - Кодекс).
     Статьей 146.5 Кодекса установлено,  что  продажа  товаров  или  иных
предметов на предприятиях торговли независимо от  форм   собственности, а
равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров  населению,
или гражданами,  зарегистрированными  в  качестве   предпринимателей, без
документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце,
а также без  применения  контрольно-кассовых  машин  -  влечет  наложение
штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
     В   соответствии   с   пунктом    7    Положения    по    применению
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской  Федерации  от  30.07.93  N  745  (далее   -     Положение), в
организациях допускается применение только исправных  контрольно-кассовых
машин  с  долговременным  и  энергонезависимым  хранением    информации в
фискальной (контрольной) памяти, которые:
     а)  соответствуют  техническим  требованиям  к   контрольно-кассовым
машинам; б) допущены к использованию  в  соответствии  с  классификатором
контрольно-кассовых машин;
     в) имеют в случаях, установленных Комиссией,  прикладные  программы,
допущенные   Комиссией   к    использованию    с       конкретной моделью
контрольно-кассовой машины;
     г) оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр"
и "Сервисное обслуживание";
     д) находятся  на  техническом  обслуживании  в  центре  технического
обслуживания контрольно-кассовых машин;
     е) зарегистрированы в налоговых органах.
     Следовательно, использование предприятиями, в том числе  физическими
лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без  образования
юридического лица, контрольно-кассовых  машин  с  нарушением  требований,
установленных   пунктом   7   Положения,   должно     рассматриваться как
осуществление   денежных   расчетов   с   населением       без применения
контрольно-кассовых машин.
     Аналогичная  позиция  изложена  в  Постановлении   Пленума   Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от  04.08.99  N  10  "О  некоторых
вопросах практики применения Закона Российской  Федерации  "О  применении
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением".
     Статьями 203, 224.6 и 224.11 Кодекса предусмотрено, что привлекать к
административной ответственности, установленной  статьей  146.5  Кодекса,
вправе органы внутренних дел (милиция), органы Государственной  инспекции
по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органы,
рассматривающие дела о нарушениях требований государственных  стандартов,
правил сертификации, требований  нормативных  документов  по  обеспечению
единства измерений.
     В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от  21.03.91
N 943-1 "О  налоговых  органах  Российской  Федерации"  налоговые  органы
решают поставленные перед ними задачи во  взаимодействии  с  федеральными
органами исполнительной власти, органами государственной власти субЪектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     На основании пункта  4  Указа  Президента  Российской   Федерации от
16.02.93 N 224  "Об  обязательном  применении  контрольно-кассовых  машин
предприятиями, учреждениями и организациями всех форм  собственности  при
осуществлении  расчетов  с  населением"  на  налоговые  органы   возложен
контроль за полнотой учета наличных денежных  средств  при  осуществлении
расчетов с населением через контрольно-кассовые машины в  местах  продажи
товаров и оказания услуг.
     С учетом изложенного налоговые органы  вправе  во   взаимодействии с
органами внутренних дел (милицией), органами Государственной инспекции по
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также  органами,
рассматривающими дела о нарушениях требований государственных стандартов,
правил сертификации, требований  нормативных  документов  по  обеспечению
единства  измерений,  проводить  мероприятия   по   выявлению   нарушений
законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением.
     Кроме  того,  налоговым  органам,  в  ходе  проведения   оперативных
мероприятий  собственными  силами,  при  выявлении  фактов   неприменения
контрольно-кассовых   машин,   необходимо   составлять       протоколы об
административных  правонарушениях  и   своевременно   направлять   данные
протоколы в уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти
для  привлечения  правонарушителей  к  административной  ответственности,
предусмотренной статьей 146.5 Кодекса.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга                                     С.Н.Шульгин


Начать дискуссию

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
15
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Корпорация МСП и ЦБ будут обмениваться данными о микрофинансовых организациях

Представители малого и среднего бизнеса могут оценивать организации, которые предоставляют льготное финансирование. Сам же ЦБ получит статистику, чтобы управлять рисками МФО.

Валюта

Центробанк больше не будет публиковать статистику внебиржевого валютного рынка

Чтобы ограничить санкционное влияние, регулятор больше не будет информировать о торгах долларом, евро и юанем.

Госзакупки

Экспертиза цен на госзакупках помогла сэкономить больше 11 млрд рублей

Профильный департамент Москвы провел экспертизу начальных максимальных цен на госзакупках. Это позволило сэкономить свыше 11 млрд рублей.

Срок подачи льготных заявок в Роспатент увеличат в два раза

Теперь у патентообладателей будет не шесть, а 12 месяцев, чтобы запатентовать обнародованное изобретение.

НДС

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

29 мая 2024 был принят закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который несколько расширил перечень операций, облагаемых НДС в России. К ним были отнесены отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные торговые площадки.

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

❗️ Уже началось обучение в летней школе бухгалтера! Присоединяйтесь

Сегодня, 15 июля, последний день, когда вы еще можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Инвестиции

«БКС Мир инвестиций» запретил выводить тенге с брокерских счетов

Ограничения для инвесторов начали действовать с 15 июля. Они не смогут переводить средства с брокерских счетов на реквизиты внешних банков, в том числе и на счета БКС Банка.

НДФЛ

С водителя надо удержать НДФЛ за суточные свыше 700 рублей

Для сотрудников с разъездным характером работы установлен необлагаемый максимум для суточных. Это 700 рублей в день.

4
Социальный вычет

Как заполнить справку для соцвычета по НДФЛ на медуслуги

С 2024 года ввели новую форму справки о стоимости медицинских услуг, на основании которой можно оформить социальный налоговый вычет по НДФЛ. Но в порядке ее заполнения есть неясные моменты.

1
Отчетность

Полный перечень отчетов за второй квартал: что сдавать организациям на ОСНО во второй половине июле

Что организации на ОСНО должны сдать до конца июля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Авиабилеты подорожали на 9%

Сильнее всего стоимость авиаперелетов выросла в марте: тогда билеты подорожали на 22%.

Кредитование

НБКИ: молодежь стала чаще брать микрозаймы

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-мае 2024 года в структуре выданных микрозаймов увеличилась доля только тех заемщиков, возраст которых не достиг 30 лет.

Интересные материалы

За электропогрузчик тоже начислят транспортный налог

Налоговая база по транспортному налогу считается как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.