Онлайн-кассы

Письмо МНС РФ от 25 апреля 2002 г. N ШС-6-14/535

Действующая редакция Закона от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не предусматривает ответственность предприятий за использование неисправной контрольно-кассовой машины, осуществление предприятием торговых операций (оказания услуг) после приостановления его деятельности, невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услуг). Однако у налоговых органов сохраняется право обращаться в судебные органы с исками о ликвидации юридических лиц, виновных в повторных нарушениях требований упомянутого закона.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ


П И С Ь М О 

25 апреля 2002 г.N ШС-6-14/535

""

     Министерство Российской Федерации по налогам  и  сборам  в   связи с
поступающими от налоговых органов запросами о применении  ответственности
за нарушение требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N  5215-1
"О  применении  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении   денежных
расчетов с населением" (далее - Закон) сообщает следующее.
     Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от  30.12.2001  N   196-ФЗ "О
введении в действие  кодекса  Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях"  (далее  -   Федеральный   закон)   статья   7   Закона,
устанавливающая  штрафные  санкции  за  нарушение  требований    Закона и
Положения  по  применению  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
денежных расчетов с населением, изложена в новой редакции.
     При  этом   действующая   статья   7   Закона     регулирует порядок
распределения сумм штрафов, взысканных за  нарушение   законодательства о
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных  расчетов
с населением,  в  федеральный и местный бюджеты.
     Внесенные  Федеральным  законом  изменения  в  статью  7   Закона не
предусматривают ответственность предприятий (в том числе физических  лиц,
осуществляющих     предпринимательскую   деятельность   без   образования
юридического  лица),  организаций,  учреждений,  их  филиалов  и   других
обособленных подразделений (далее - Предприятия), осуществляющих денежные
расчеты с населением, за осуществление  денежных  расчетов  с  населением
без   применения  контрольно-кассовых  машин,  использование  неисправной
контрольно-кассовой машины, осуществление предприятием торговых  операций
(оказания услуг) после приостановления  его  деятельности,  невывешивание
ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услугу).
     Вместе с тем статья 2 Закона предусматривает обязанности Предприятий
по:
     регистрации контрольно-кассовых машин;
     использованию исправных контрольно-кассовых машин для  осуществления
денежных расчетов с населением;
     выдаче  покупателю  (клиенту)  вместе  с  покупкой  (после  оказания
услуги)  отпечатанного  контрольно-кассовой  машиной  чека   за   покупку
(услугу), подтверждающего исполнение обязательств  по  договору   купли -
продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и  соответствующим
предприятием;
     обеспечению работникам  налоговых  органов  и  центров  технического
обслуживания  контрольно-кассовых  машин  беспрепятственного    доступа к
контрольно-кассовым машинам;
     вывешиванию в  доступном  покупателю  (клиенту)  месте   ценников на
продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги), которые  должны
соответствовать документам, подтверждающим обЪявленные цены и тарифы.
     Кроме того, статья 6 Закона  предусматривает  обязанности  налоговых
органов по:
     регистрации контрольно-кассовых машин, используемых на предприятиях,
в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения по применению
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением;
     осуществлению   контроля   за   соблюдением   правил   использования
контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств  на
предприятиях;
     проверке документов,  связанных  с  применением  контрольно-кассовых
машин, получению необходимых обЪяснений, справок и сведений по  вопросам,
возникающим при проверках;
     проведению проверок правильности выдачи чеков;
     наложению  штрафов на предприятия,    а  также  на   физических лиц,
виновных в  нарушении    настоящего  Закона  и  Положения  по  применению
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением,  предусмотренных  Законом,  а  при  повторном     нарушении -
обращаться в суд  с иском    о  ликвидации    данного      предприятия  с
одновременным приостановлением его деятельности, связанной   с  денежными
расчетами с населением, в  том  числе  в  виде  запрещения  распоряжаться
средствами на его счетах в банках.
     Таким    образом,  в  настоящее  время  у  Предприятий,    которые в
соответствии со статьей 1  Закона  должны  применять  контрольно-кассовые
машины, сохраняется обязанность по соблюдению предусмотренных  статьей  2
Закона требований, а у налоговых органов - обязанность обращаться в суд с
иском о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования Закона
и Положения по применению  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
денежных расчетов с населением.
     Следовательно, при выявлении налоговыми органами повторных нарушений
Закона  и  Положения  по   применению   контрольно-кассовых     машин при
осуществлении  денежных  расчетов  с  населением  у   налоговых   органов
сохраняется право обращаться в судебные  органы  с  исками  о  ликвидации
юридических лиц.
     При обращении в судебные органы с исками  о  ликвидации  юридических
лиц Министерство Российской Федерации по  налогам  и  сборам  рекомендует
учитывать  письмо  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской   Федерации от
28.08.95  N  С1-7/ОП-506  "Об  отдельных   рекомендациях,     принятых на
совещаниях  по  судебно-арбитражной  практике"  и  Постановление  Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 04.08.99   N  10    "О
некоторых  вопросах практики  применения Закона  Российской Федерации  "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных  расчетов
с населением", в которых разЪясняются положения статьи 6 Закона.
     Между тем  в  соответствии  со  статьей  2  Федерального   закона до
01.07.2002  продолжает  действовать  Кодекс  РСФСР  "Об  административных
правонарушениях" (далее - Кодекс).
     Статьей 146.5 Кодекса установлено,  что  продажа  товаров  или  иных
предметов на предприятиях торговли независимо от  форм   собственности, а
равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров  населению,
или гражданами,  зарегистрированными  в  качестве   предпринимателей, без
документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце,
а также без  применения  контрольно-кассовых  машин  -  влечет  наложение
штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
     В   соответствии   с   пунктом    7    Положения    по    применению
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской  Федерации  от  30.07.93  N  745  (далее   -     Положение), в
организациях допускается применение только исправных  контрольно-кассовых
машин  с  долговременным  и  энергонезависимым  хранением    информации в
фискальной (контрольной) памяти, которые:
     а)  соответствуют  техническим  требованиям  к   контрольно-кассовым
машинам; б) допущены к использованию  в  соответствии  с  классификатором
контрольно-кассовых машин;
     в) имеют в случаях, установленных Комиссией,  прикладные  программы,
допущенные   Комиссией   к    использованию    с       конкретной моделью
контрольно-кассовой машины;
     г) оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр"
и "Сервисное обслуживание";
     д) находятся  на  техническом  обслуживании  в  центре  технического
обслуживания контрольно-кассовых машин;
     е) зарегистрированы в налоговых органах.
     Следовательно, использование предприятиями, в том числе  физическими
лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без  образования
юридического лица, контрольно-кассовых  машин  с  нарушением  требований,
установленных   пунктом   7   Положения,   должно     рассматриваться как
осуществление   денежных   расчетов   с   населением       без применения
контрольно-кассовых машин.
     Аналогичная  позиция  изложена  в  Постановлении   Пленума   Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от  04.08.99  N  10  "О  некоторых
вопросах практики применения Закона Российской  Федерации  "О  применении
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением".
     Статьями 203, 224.6 и 224.11 Кодекса предусмотрено, что привлекать к
административной ответственности, установленной  статьей  146.5  Кодекса,
вправе органы внутренних дел (милиция), органы Государственной  инспекции
по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органы,
рассматривающие дела о нарушениях требований государственных  стандартов,
правил сертификации, требований  нормативных  документов  по  обеспечению
единства измерений.
     В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от  21.03.91
N 943-1 "О  налоговых  органах  Российской  Федерации"  налоговые  органы
решают поставленные перед ними задачи во  взаимодействии  с  федеральными
органами исполнительной власти, органами государственной власти субЪектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     На основании пункта  4  Указа  Президента  Российской   Федерации от
16.02.93 N 224  "Об  обязательном  применении  контрольно-кассовых  машин
предприятиями, учреждениями и организациями всех форм  собственности  при
осуществлении  расчетов  с  населением"  на  налоговые  органы   возложен
контроль за полнотой учета наличных денежных  средств  при  осуществлении
расчетов с населением через контрольно-кассовые машины в  местах  продажи
товаров и оказания услуг.
     С учетом изложенного налоговые органы  вправе  во   взаимодействии с
органами внутренних дел (милицией), органами Государственной инспекции по
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также  органами,
рассматривающими дела о нарушениях требований государственных стандартов,
правил сертификации, требований  нормативных  документов  по  обеспечению
единства  измерений,  проводить  мероприятия   по   выявлению   нарушений
законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением.
     Кроме  того,  налоговым  органам,  в  ходе  проведения   оперативных
мероприятий  собственными  силами,  при  выявлении  фактов   неприменения
контрольно-кассовых   машин,   необходимо   составлять       протоколы об
административных  правонарушениях  и   своевременно   направлять   данные
протоколы в уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти
для  привлечения  правонарушителей  к  административной  ответственности,
предусмотренной статьей 146.5 Кодекса.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга                                     С.Н.Шульгин


Начать дискуссию