Письмо МНС РФ от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530

Обязанность налогоплательщиков по сообщению в десятидневный срок в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов распространяется на текущие валютные, транзитные валютные и специальные транзитные валютные счета. При нарушении налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии названных счетов в каком-либо банке налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 118 НК РФ.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ


П И С Ь М О 

1 февраля 2002 г.N 14-3-04/218-Г530

""

     Министерство Российской Федерации по налогам  и  сборам  рассмотрело
запрос  о  применении  ответственности,   предусмотренной     статьей 118
Налогового  кодекса   Российской   Федерации   (далее   -     Кодекс), за
непредставление в установленный срок информации об открытии или  закрытии
текущего валютного,  транзитного  валютного  и  специального  транзитного
валютного счетов и сообщает следующее.
     Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса  институты,  понятия  и  термины
гражданского, семейного и  других  отраслей  законодательства  Российской
Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том  значении,
в каком они используются в этих отраслях законодательства, если  иное  не
предусмотрено настоящим Кодексом.
     В соответствии с пунктом 2  статьи  11  Кодекса  счетами  признаются
расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора
банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться
денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
     Таким образом,  в  целях  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
счетами (счетом) признаются как прямо поименованные в Кодексе счета,  так
и иные счета, обладающие признаками счета, содержащимися в  установленном
в статье 11 Кодекса определении понятия "счета (счет)".
     Статьей 30 Закона Российской Федерации от 02.12.90 N 395-1 "О банках
и  банковской  деятельности"  установлено,  что  отношения  между  Банком
России, кредитными учреждениями и их клиентами осуществляются  на  основе
договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. Клиенты вправе
открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в
любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным
законом.
     Согласно пункту 6 раздела 2 Инструкции Центрального банка Российской
Федерации от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи  предприятиями,
обЪединениями, организациями части валютной выручки через  уполномоченные
банки и проведения  операций  на  внутреннем  валютном  рынке  Российской
Федерации" юридическому лицу на  основании  договора  банковского  счета,
заключенного с уполномоченным банком, параллельно могут быть открыты:
     -  транзитный  валютный  счет  для  зачисления   в     полном обЪеме
поступлений  в  иностранной  валюте,  в  том  числе   и   не   подлежащих
обязательной продаже, и  проведения  других  операций  в   соответствии с
настоящей Инструкцией;
     - текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении
юридического  лица  после  обязательной  продажи  экспортной   выручки, и
совершения  иных  операций   по   счету   в   соответствии   с   валютным
законодательством.
     В  соответствии  с  пунктами  1,  3  Указаний     Центрального банка
Российской  Федерации  от  20.10.98  N  383-У   "О   порядке   совершения
юридическими лицами - резидентами операций  покупки  и  обратной  продажи
иностранной валюты на внутреннем  валютном  рынке  Российской  Федерации"
параллельно с открываемыми текущим валютным счетом и транзитным  валютным
счетом  резиденту  открывается  специальный  транзитный  валютный   счет,
которым признается счет, открываемый уполномоченным  банком  без  участия
резидента  в  целях  учета  совершаемых   резидентом     операций покупки
иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи. При  этом  на
основании   пункта   6   названных   указаний    выплата    комиссионного
вознаграждения в пользу уполномоченного банка осуществляется резидентом с
его специального транзитного валютного счета в соответствии  с  договором
об открытии текущего валютного счета или Поручения на покупку.
     Учитывая изложенное, поскольку открытие и  функционирование  текущих
валютных, транзитных валютных и специальных  транзитных  валютных  счетов
производится на основании договора банковского счета и ввиду того, что по
названным счетам  производятся  операции  по  зачислению  и  расходованию
денежных средств резидента (юридического лица), то данные счета относятся
к счетам, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Кодекса.
     Таким образом, установленная пунктом 2 статьи 23 Кодекса обязанность
налогоплательщиков по сообщению в десятидневный срок в налоговый орган по
месту учета об открытии или закрытии счетов распространяется  на  текущие
валютные, транзитные валютные и специальные  транзитные  валютные  счета.
При   нарушении   налогоплательщиком   установленного      Кодексом срока
представления в налоговый  орган  информации  об  открытии  или  закрытии
названных счетов в каком-либо банке налогоплательщик подлежит привлечению
к ответственности, предусмотренной статьей 118 Кодекса.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга                                     С.Н.Шульгин


ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию