Действующие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности дополнены еще тремя новыми стандартами: Правилом (стандартом) №32 «Использование аудитором работы эксперта» (далее ФПСАД №32), Правилом (стандартом) №33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности» (далее – ФПСАД №33) и Правилом (стандартом) №34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» (далее – ФПСАД №34).
Новые стандарты вводятся постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557.
Требования ФПСАД №32 и ФПСАД №33 относятся только к тем аудиторским организациям, которые привлекают экспертов в ходе проведения аудита или оказывают услуги по обзорным проверкам финансовой отчетности, то требования ФПСАД №34 распространяются на все аудиторские организации вне зависимости от характера оказываемых ими услуг или особенностей применяемой методологии.
По словам директора департамента методологии аудита компании ФБК Елены Сквирской, многие крупные аудиторские компании и без того применяли свои системы внутреннего контроля качества. Их наличие уже давно стало необходимым условием роста конкурентоспособности аудиторских услуг. Новые правила в этом смысле лишь установили планку – теперь внутрифирменные стандарты должны содержать требования не ниже федеральных.
В ФПСАД №34 введены требования к структуре системы внутреннего контроля (п.6 ФПСАД №34), предполагающие обязательное наличие 5 элементов:
(а) обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;
(б) выполнения этических требований;
(в) выполнения процедур принятия на обслуживание нового клиента и продолжения сотрудничества;
(г) ведения кадровой работы;
(д) контроля выполнения задания;
(е) проведения мониторинга внутреннего контроля .
ФПСАД №34 предусматривает создание и доведение до персонала кодифицированного руководства по системе внутреннего контроля в соответствии с перечисленными выше элементами, предполагающего выполнение всех требований стандарта в части каждого из ее элементов и документирование практического применения данного руководства. Новым требованием, которое приведет к росту объема трудозатрат на проведение аудита финансовой отчетности общественно-значимых хозяйствующих субъектов, является требование о проведении обзорных проверок этих субъектов, предшествующих выдаче аудиторского заключения. Также стандарт обязывает аудиторские в рамках мониторинга проводить выборочные инспекции аудиторских заданий силами независимого персонала.
Таким образом, по мнению Елены Сквирской, требования ФПСАД №34 окажут существенное влияние на объем дополнительных трудозатрат персонала аудиторских организаций, не связанных прямо с выполнением аудиторских заданий.
Начать дискуссию