29 декабря 2008 года и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Федеральный закон, уточняющий отдельные нормы Бюджетного кодекса РФ, направлен на своевременную реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики. Закон представил председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин.
В связи с происходящим в настоящее время снижением цены на нефть и объемов ее добычи существует вероятность поступления в федеральный бюджет в 2009 году суммы нефтегазового трансферта в объеме ниже утвержденного в бюджете. Поэтому законом устанавливается, сообщил Е.Бушмин, что все нефтегазовые доходы бюджета будут поступать на счет нефтегазового трансферта до достижения его объема, утвержденного законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и только затем направляться в Резервный фонд. Такое изменение позволит сохранить запланированные объемы средств для исполнения расходных обязательств Российской Федерации в 2009 году и последующие годы.
Уточняется принцип подведомственности расходов бюджетов и вводится норма субсидиарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств по денежным обязательствам подведомственных ему учреждений. Вводится норма о возможности доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния, в связи с чем предусматривается привлечение специализированных финансовых организаций (в том числе государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») в качестве доверительных управляющих. Законом разрешается создавать резервные фонды субъектам Российской Федерации в своих бюджетах.
Закон уточняет порядок следующих процедур:
- предоставления субсидий юридическим лицам из бюджетов различных уровней при реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики РФ, а также субсидий иным некоммерческим организациям из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- предоставления бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления;
- принятия решения о подготовке и реализации бюджетных
инвестиций;
- предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации на софинансирование объектов капитального строительства;
- использования остатков иных межбюджетных трансфертов в
очередном финансовом году;
- предоставления государственных гарантий Российской Федерации.
Бушмин обратил особое внимание на то, что законом принимается решение, о необходимости которого уже давно говорили члены Совета Федерации, - с 60% до 100 % увеличивается доля акцизов на горюче-смазочные материалы, зачисляемая в бюджеты субъектов Российской Федерации. Дополнительные доходы бюджетов регионов составят в 2009 году около 59,4 млрд. рублей, что позволит компенсировать их выпадающие доходы в связи с изменениями налогового законодательства.
Изменения, вносимые в Бюджетный кодекс, подчеркнул Евгений Бушмин, позволит исполнительной власти более оперативно и эффективно реализовывать меры по преодолению последствий финансового кризиса и поддержке реального сектора экономики в сложившейся ситуации.
Закон одобрен единогласно.
Начать дискуссию