Депутаты не могут определиться с тем, как и по каким ставкам облагать налогом квартиры и землю, на которой расположены жилые дома.
Проект новой главы Налогового кодекса о налоге на недвижимость написала рабочая группа во главе с помощником президента Игорем Шуваловым. По законопроекту, налог с 2006 г. нужно будет платить за квартиры, жилые дома и земельные участки, на которых они расположены, а также участки под жилищную застройку, вместо налога на имущество и земельного налога. Сейчас физлица платят за квартиры 0,1-2% от их стоимости (по оценке бюро техинвентаризации), компании — до 2,2%, а земельный налог с 1 января 2005 г. составит 0,3% кадастровой стоимости для земель под жильем и 1,5% — для других участков.
Налог на недвижимость не должен превышать 0,5% рыночной стоимости объекта. Ставки налога будут устанавливать муниципалитеты, в бюджеты которых пойдут сборы от него. По мысли реформаторов, за счет этих денег муниципальные власти будут готовить к продаже новые участки под строительство жилья. “Они будут заинтересованы в том, чтобы объем строительства жилья на их территории увеличивался, и будут выделять компаниям больше участков под застройку”, — поясняет вице-спикер Госдумы от “Единой России” Георгий Боос.
Но депутаты с весны так и не приняли законопроект. Его сняли и с рассмотрения на вчерашнем заседании Думы, на котором принимались последние законопроекты из пакета о создании рынка доступного жилья. Руководитель налогового подкомитета Наталья Бурыкина беспокоится, что “в десятки раз” возрастет налоговая нагрузка на владельцев квартир. Дело в том, что стоимость жилья, с которой сейчас берется налог, меньше рыночной в десятки раз. Кроме того, более богатые жильцы могут сделать в квартире дорогостоящий ремонт, который увеличит ее рыночную цену, — “несправедливо за это наказывать более высоким налогом”, считает Бурыкина. “Взял человек кредит на квартиру — ему и так приходится ежемесячно отдавать немалые деньги по кредиту, а мы ему еще и налог повысим до непомерных размеров”, — возмущается зампред бюджетного комитета Сергей Штогрин. В том, что от введения налога сильно выиграют муниципалитеты, он тоже сомневается. По законопроекту не облагается налогом по 10 кв. м площади на каждого жильца, поэтому его не будет платить “широкая масса налогоплательщиков, которые живут в маленьких квартирах”, поясняет Штогрин.
При этом местным властям придется раскошелиться на создание новой системы учета объектов и их оценку: пока органы юстиции и гостехинвентаризации регистрируют земельные участки, квартиры и дома только по отдельности, а закон требует брать налог один раз с совокупности всего имущества — и квартиры, и земли, на которой стоит дом, где она расположена. Массовой методики рыночной оценки недвижимости также не существует: чиновники три года спорят о том, какой она должна быть.
Минфин поддерживает идею единого налога на недвижимость, но тоже недоволен нынешним законопроектом. “В конечном итоге муниципалитеты получат доход [от этого налога], ведь расходы на его администрирование — единовременные, — говорит замруководителя департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев. — Но нельзя вводить налог в спешке на коленке: пока не продуманы все детали, Минфин будет против этого”.
Введение единого налога на недвижимость застопорилось
Депутаты не могут определиться с тем, как и по каким ставкам облагать налогом квартиры и землю, на которой расположены жилые дома.
Начать дискуссию