Встречаясь с представителями предпринимательских объединений в Торгово-промышленной палате РФ, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что проект закона "О защите конкуренции" согласован со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе Центробанком, и уже в феврале Госдума сможет рассмотреть его в первом чтении.
Предполагается ужесточить ответственность за злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также за согласованные действия и создание картелей. В первом случае штраф составит 2 процента годового оборота компании, во втором - 4 процента. Руководитель ФАС особо подчеркнул, что сознательно санкции лишены "вилок" от и до. Фиксированный размер призван оградить решения от коррупционности и субъективизма. В качестве наказания для госслужащих предусмотрена их дисквалификация на срок от полугода до трех лет. Если учесть, что эта процедура будет совмещена с аттестацией, то чиновник может быть вообще уволен с госслужбы.
Однако, как успокоил Игорь Артемьев, все решения ФАС вступают в силу только по судебным решениям. Доказательство нарушений антимонопольного законодательства весьма сложно. По словам Игоря Артемьева, ФАС набирает опыт на практике последних процессов и делает для себя выводы.
В свете грядущего вступления в ВТО остро встает проблема оказания госпомощи товаропроизводителям. Новый закон, как сказал Игорь Артемьев, делает полшага в этом направлении. Полностью отказываться от такой практики нельзя, но можно и нужно оградить ее от избирательности, когда фирмы-любимчики мэров, губернаторов или федеральных чиновников получают преференции перед остальными. Признано, что помощь следует оказывать не отдельным предприятиям, а руководствуясь отраслевым принципом. Жизнь показала, что малый и средний бизнес на местном уровне страдает из-за отсутствия нормальной конкурентоспособной среды. В привилегированном положении оказываются фирмы и банки особо приближенные к региональным и муниципальным властям. Игорь Артемьев поставил под сомнение оправданность самого факта существования государственных и муниципальных унитарных предприятий. Законопроект вводит безусловный запрет совмещения функций хозяйствующих субъектов и органов власти.
Законопроект содержит принципиально новый подход к контролю монополистической деятельности. В отношении злоупотребления доминирующим положением, соглашениями и согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию, установлен перечень нарушений "per se", т.е. в отношении которых не требуется доказательства их негативного влияния на конкуренцию. В частности, к видам монополистической деятельности, запрещенным "per se" законопроект относит установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен; изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других); нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара; установление различного уровня цен различным покупателям, приобретающим один и тот же товар (за исключением скидок на оптовые или крупные партии товара); установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками); установление различного уровня цен различным покупателям, приобретающим один и тот же товар; установление условий членства в профессиональных и иных объединениях, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Ввод в действие закона "О защите конкуренции" потребует принятия ряда постановлений Правительства.
Законопроект "О защите конкуренции"
Закон вступит в силу в 2006 году и заменит сразу два ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", принятому еще Верховным Советом РСФСР в марте 1991 года, и более молодой "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (1999 г.).
Начать дискуссию