НДС

Минфин в очередной раз напугал предпринимателей

Фактически история с поправками по совершенствованию порядка уплаты НДС полностью копирует ситуацию с предложением Минфина по налоговому администрированию.

Вчера в Госдуме началось долгожданное обсуждение пакета поправок по налогу на добавленную стоимость (НДС). При этом предложения Минфина оказались настолько неожиданными для депутатов, что дискуссию было решено провести при закрытых дверях.

Фактически история с поправками по совершенствованию порядка уплаты НДС полностью копирует ситуацию с предложением Минфина по налоговому администрированию. На выходе законопроект по администрированию получился совсем не таким, какой ведомство Алексея Кудрина обещало предпринимателям. Именно поэтому, кстати, депутаты Госдумы и перенесли рассмотрение этих поправок на осень.

С налогом на добавленную стоимость вышло так же. Один из депутатов, попросивший не называть его имени в печати, заявил в интервью газете «Бизнес», что если представленный вчера Минфином законопроект будет принят Госдумой в неизменном виде, для предпринимателей наступят весьма тяжелые времена.

Власть, напомним, пообещала предпринимателям существенно изменить налоговое законодательство, касающееся НДС. Было, в частности, обещано подготовить поправки в НК об ускоренном порядке возмещения налога по капитальным вложениям, отказаться от взимания НДС с авансовых платежей и возмещать налог экспортерам в ускоренном режиме. Внесенные в Госдуму поправки свидетельствуют, что правительство реально готово выполнить лишь первое из взятых на себя обещаний.

Взять, например, НДС с авансов. В своем послании Федеральному собранию президент заявил, что его надо отменить, но Минфин решил схитрить. «Минфин не просто не решает проблему уплаты НДС с авансов, он еще больше запутывает налогоплательщиков. К примеру, понятие „аванс” заменяет термином „частичная оплата”,- говорит замглавы комитета РСПП по налоговой политике Сергей Беляков.- Чиновники снова идут по пути написания нормы, которая будет толковаться налоговиками в каждой конкретной ситуации». Хотя бизнес предлагал и компромиссный вариант решения «авансовой» проблемы. «Можно было бы не отменять налогообложение авансов, а просто предоставлять возмещение по уже уплаченным авансам. То есть тем, кто получает аванс, начислять НДС, а тем, кто уплачивает - а это одни и те же компании - дать возможность возмещать налог по факту уплаты, не дожидаясь оприходования товара»,- считает глава аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов.

Еще большее недоумение у бизнеса вызвали поправки об увеличении срока возмещения НДС экспортерам с трех месяцев до шести - вместо того, чтобы, как обещало правительство ранее, ввести заявительный порядок его возмещения (при заявительном порядке фирме достаточно было бы просто отразить в декларации суммы, которые не подлежат перечислению в бюджет, и уже потом налоговики определяли бы, правильно компания воспользовалась льготой или нет). Увеличение срока возмещения НДС чиновники объясняют тем, что фискалы не успевают возвращать налог в установленные сроки, и большинство предпринимателей могут получить свои средства почти через год. В трехмесячный срок вернуть налог реально могут только те, кого раньше официально именовали «традиционными» экспортерами, то есть компании, осуществляющие аналогичные поставки в течение нескольких лет и не имеющие нареканий со стороны налоговиков и таможенников.

Однако эксперты не верят чиновникам. «Видимо, налоговики надеются за этот срок более тщательно проверить поставщиков и субпоставщиков, то есть найти слабое звено компании»,- предполагает Вадим Зарипов. «Я не вижу возможности решить проблему задержки возврата НДС за счет увеличения срока его возврата,- соглашается Сергей Беляков.- Ведь главная причина проблем кроется не столько в плохой работе налоговой службы, сколько в самой политике государства, направленной на создание как можно больших сложностей при возмещении НДС».

Однако, учитывая неожиданную принципиальность Госдумы, настоявшей на переносе на осень рассмотрения предложений по совершенствованию налогового администрирования, можно предположить, что у бизнеса есть шанс смягчить радикальные инициативы Минфина.

Комментарии

2