ЭДО

Требование об уплате налога уже можно получить в электронном виде

Новые виды документооборота, разрешенные еще Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, наконец внедрены. Возможность получать от ИФНС требования об уплате налога, требования о представлении документов появилась у пользователей «Контур-Экстерн».

Новые виды документооборота, разрешенные еще Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, наконец внедрены.

Благодаря изменениям, которые внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, инспекция может направлять налогоплательщику через Интернет ряд документов, которые ранее передавались только в бумажном виде. Это требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, требование о представлении документов (информации). Кроме того, в электронном виде может пересылаться целый ряд документов, используемых налоговыми органами при работе с налогоплательщиками (например, решение о приостановлении налоговой проверки, уведомление о вызове налогоплательщика и пр.).

Полный перечь документов, которые уже могут передаваться налогоплательщику в электронном виде, приведен в приказах ФНС от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169@,от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168@, от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700@.

«Одним из важных для налогоплательщиков нововведений нужно признать возможность получать в электронном виде требования об уплате налога, –комментирует руководитель Центра технической поддержки пользователей компании СКБ Контур Светлана Стрельникова. – Чем раньше получено требование, тем больше времени будет у налогоплательщика, чтобы что-то предпринять и не допустить приостановления операций по счетам. Через Интернет требование дойдет гораздо быстрее, чем по обычной почте».

Облегчит работу и введение электронных требований о предоставлении документов. Теперь данные требования можно будет получать не на почте, а прямо на рабочем месте.

Согласно утвержденному ФНС порядку (см. приведенные выше приказы), документы от налоговых органов передаются налогоплательщикам через специализированных операторов связи. Таким образом, получать их могут те компании, которые сдают отчетность в электронном виде.

На данный момент услуга уже доступна компаниям, представляющим отчетность через систему «Контур-Экстерн». Документы, поступившие от инспекции в адрес его компании, абонент может увидеть, перейдя в пункт меню «Документы» (вкладка «Требования…»).

Если документ поступил, налогоплательщику нужно в течение суток направить в инспекцию либо квитанцию о приеме, либо уведомление об отказе. Отказаться принять требование можно в трех случаях: неверный формат документа; неверная ЭЦП инспекции или отсутствие подписи; требование направлено по ошибке, так как предназначено другому адресату. Проверку файла по этим критериям система осуществляет самостоятельно. Если обнаружится основание для отказа в приеме документа, будет автоматически сформировано уведомление об отказе, которое пользователю останется только подписать. Отправив квитанцию о приеме, пользователь подтверждает, что документ им получен.

Если налогоплательщик в течение следующего рабочего дня не высылает ни квитанцию, ни уведомление, инспекция отправляет ему «бумажное» требование по почте.

«В приказах ФНС специально оговаривается, что пользователям систем электронной отчетности необходимо каждый день входить в программу и проверять, не доставлены ли новые документы из инспекции, – уточняет менеджер проекта "Контур-Экстерн" компании СКБ Контур Игорь Гольдберг. – Однако в нашем случае это не нужно. Уведомления о поступлении новых документов от инспекции приходят пользователям по электронной почте. Кроме того, в ближайшее время в системе появился сервис sms-информирования».

Начать дискуссию