Офшоры

СП: действующий закон об ОЭЗ в Калининграде несовершенен

Счетная палата РФ полагает, что действующий закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года не отвечает потребностям настоящего времени.

Счетная палата РФ полагает, что действующий закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года не отвечает потребностям настоящего времени. Его нормативная база по вопросам порядка налогообложения участников внешнеэкономической деятельности /ВЭД/ в области несовершенна, а в некоторых вопросах противоречит действующему законодательству. Как сообщил департамент внешних связей Счетной палаты РФ, такие выводы сделала в пятницу коллегия контрольного ведомства, рассмотрев результаты проверки эффективности мер по защите экономических интересов России при проведении внешнеэкономических операций в Калининградской области в организациях-участниках ВЭД и таможенных органах за 2004 год и истекший период 2005 года. Проверка проведена в мае 2005 года в соответствии с планом работы палаты на текущий год. В материалах, представленных на коллегию, отмечается, что льготы, предоставленные участникам ВЭД, превысили 32,53 млрд рублей, в том числе в рамках режима особой таможенной зоны – 32,49 млрд рублей.

Действие закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области» распространяется на все виды деятельности, в том числе, связанную с добычей и экспортом полезных ископаемых, в частности, сырой нефти. Льгота в виде преференций по экспортной пошлине, предоставленная при экспорте сырой нефти с территории Калининградской области, только в 2004 году и 1-м квартале 2005 года составила 1,2 млрд рублей. Предоставление льгот по уплате экспортной пошлины при экспорте сырой нефти не решает основных задач закона. Кроме того, положения федерального закона от 17 июля 1999 года N176-ФЗ «О почтовой связи» не учитывают особенностей почтовых отправлений с территории Калининградской области, не предусматривая их таможенный контроль. В результате законно используется возможность пересылки товаров почтой на остальную территорию РФ, ввезенных на территорию СЭЗ без уплаты таможенных платежей. Потери федерального бюджета только по выявленным фактам в 2004 году составили 50,5 млн рублей.

Мнение сенаторов подтверждают и эксперты. «Закон об ОЭЗ не выдерживает никакой критики», говорит Юрий Авдеев, директор аудиторской фирмы «Авдеев и К» (г. Калининград).

«Я положительно оценивают саму идею создания в России особых экономических зон. Но вот практическое ее воплощение я бы назвал неудовлетворительным. Для таких регионов, как Калининградская область ОЭЗ не роскошь. Это средство решения объективных экономических проблем, связанных с оторванностью региона от основной территории России. В Калининградской области ОЭЗ существует уже многие годы, что позволяет местным производителям хотя бы на равных конкурировать с российскими предприятиями. В настоящее время в Госдуму внесен проект нового закона об ОЭЗ в Калининградской области, который, к сожалению, не выдерживает никакой критики.

Если говорить о налоговых льготах, то они не являются самоцелью создания ОЭЗ. Ведь сделав их слишком большими, мы получим оффшор, а не ОЭЗ.

Вообще очень важен целостный продуманный подход, при котором ОЭЗ будут направлены на решение проблем региона, улучшение перспектив его социально-экономического развития. Но все будет зависеть от того, в какую форму облекут законодатели это благое намерение».

Начать дискуссию