Банки

Минфин напомнил аудиторам, что они должны сотрудничать с финансовой разведкой

Но консультанты не стучали раньше и не собираются этого делать впредь.

Минфин напомнил аудиторам, что они должны сотрудничать с финансовой разведкой, в частности предупреждать о готовящихся подозрительных сделках клиентов. Но консультанты не стучали раньше и не собираются этого делать впредь.

В июле прошлого года список компаний, обязанных сотрудничать с Росфинмониторингом, был расширен за счет “организаций, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги”. По антиотмывочному закону, они должны сообщать финансовой разведке обо всех подозрительных сделках клиентов, в том числе только готовящихся. Подозрения, по закону, вызывают сделки с “запутанным и необычным характером” или “не соответствующие целям деятельности клиента”. Пользуясь тем, что четкие критерии этого в законе не прописаны, юристы и бухгалтера доносят на клиентов очень редко, говорит партнер компании “Вегас-Лекс” Александр Ситников.

В конце июня Минфин разослал всем аудиторам письмо, в котором “обратил внимание” компаний на обязанность юристов и бухгалтеров сотрудничать с Росфинмониторингом. “Большинство аудиторских компаний предоставляют как бухгалтерские, так и юридические услуги”, — поясняет чиновник Минфина. “Чистых” аудиторов письмо не касается. В обоих ведомствах отказались уточнить, получала ли финразведка информацию хотя бы об одной подозрительной сделке от аудиторов.

Особой формы “юридической” или “бухгалтерской” организации нет, а аудиторы уже давно превратились в “мультипродуктовые компании”, согласен с чиновниками Ситников. Но письмо для них ничего не изменит, считает сотрудник одной из компаний “большой четверки”. “Наши юристы и бухгалтеры и так в курсе своих обязанностей, — говорит он. — А информацию, которую мы получили во время работы над аудиторским отчетом, мы не раскрываем и не собираемся”.

Но лишнее напоминание чиновников вызывает у бизнесменов досаду. “На чисто аудит приходится около трети общего объема деятельности, а около 40% — это обеспечение сделок с имуществом и капиталом, чаще всего с недвижимостью, а также непосредственно сделки по поручению клиентов, в том числе и юридическое сопровождение”, — говорит председатель совета директоров “2К Аудит — Деловые консультации” Иван Андриевский. Это “самая существенная и интересная” часть бизнеса, а теперь мы должны будем жаловаться на клиентов финразведке, возмущается аудитор. К тому же требование стучать на клиентов противоречит закону о коммерческой тайне, добавляет начальник отдела аудита и консалтинга компании “ЯНС-аудит” Николай Литвинов.

Единственное наказание, которое Минфин может наложить на компанию, манкировавшую сотрудничеством с Росфинмониторингом, — лишение лицензии. Но уже с 1 января 2006 г. лицензии для аудиторов заменят на членство в саморегулируемых организациях (СРО). Они же коллег сдавать не собираются. “Пока нет четко сформулированных критериев, что является преступлением, вопрос об исключении из СРО невозможно будет поставить”, — говорит председатель совета Российской коллегии аудиторов Александр Руф. Если СРО будут вводить санкции за несоблюдение норм антиотмывочного закона, это может убить рынок, убежден зампредседателя совета Национальной федерации аудиторов Ольга Лапенкова. “Настучишь на одного — уйдут 10 клиентов”, — предрекает она.

Начать дискуссию