ЕСН

Соцналог снижать некуда

Минфин пытается убедить сенаторов не поддерживать идею депутатов о снижении ЕСН со следующего года, а поддержать проект правительства, снижающий верхнюю планку налога только с 2005 г. По словам первого замминистра финансов Сергея Шаталова, даже реализация консервативных планов кабинета приведет в 2005 г. к увеличению дефицита бюджетов внебюджетных фондов в семь раз - до 340 млрд руб. Парламентарии выкладкам Минфина не верят. Вчера комитет по бюджету и налогам Совета Федерации обсуждал налоговую реформу. Месяц назад правительство внесло в Думу пакет налоговых поправок.

Дмитрий Симаков

Минфин пытается убедить сенаторов не поддерживать идею депутатов о снижении ЕСН со следующего года, а поддержать проект правительства, снижающий верхнюю планку налога только с 2005 г. По словам первого замминистра финансов Сергея Шаталова, даже реализация консервативных планов кабинета приведет в 2005 г. к увеличению дефицита бюджетов внебюджетных фондов в семь раз - до 340 млрд руб. Парламентарии выкладкам Минфина не верят.
Вчера комитет по бюджету и налогам Совета Федерации обсуждал налоговую реформу. Месяц назад правительство внесло в Думу пакет налоговых поправок.

Пакет правительства предусматривает снижение ставки НДС с 20% до 18% , индексирует ставки акцизов, отменяет акциз на природный газ, повышает экспортную пошлину на газ с 5% до 20% и заменяет адвалорную ставку НДПИ на газ (16,5% ) специфической (193 руб. за 1000 куб. м) , отменяет контроль за расходами граждан и увеличивает размер имущественного вычета для физических лиц при приобретении жилья с 600 000 руб. до 1 млн руб.

Правительство не решилось реформировать ЕСН с 2004 г. , предложив снизить верхнюю ставку этого налога с нынешних 35,6% до 26% только с 2005 г. Эффективная ставка ЕСН при этом снизится с 30,1% до 24,3%. Однако депутаты во главе с руководителем бюджетного комитета Александром Жуковым предлагают снизить верхнюю ставку ЕСН уже с 2004 г. до 30%.

Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов пытался убедить сенаторов не поддерживать радикальную идею снижения ЕСН с 2004 г. По подсчетам Шаталова, реализация предложений Минфина и так приведет к увеличению дефицита бюджетов внебюджетных фондов в 2005 г. до 340 млрд руб. , что составит 22% от их общих расходов. Представитель Минфина, поясняет, что из этой суммы 210 млрд руб. выпадет именно из-за снижения ставки ЕСН.

В текущем году бюджет фонда ОМС сверстан с нулевым дефицитом. А вот поступления в Пенсионный фонд и фонд соцстраха ниже запланированных выплат на 50,7 млрд руб. , из которых 42 млрд руб. приходится на ПФР. Дефицит средств будет покрываться за счет резервов самих фондов. Но советник председателя ПФР Владимир Вьюницкий говорит, что так долго продолжаться не может. Уже в нынешнем году Пенсионный фонд истратит все остатки, и начиная со следующего года разницу между доходами и расходами придется закрывать за счет бюджетных средств.

Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов склонен верить выкладкам Минфина. По его мнению, дефицит фондов в любом случае придется финансировать из госбюджета. Но руководитель бюджетного и налогового комитета Совета Федерации Евгений Бушмин с мрачным прогнозом Шаталова не согласен, а озвученную Шаталовым цифру Бушмин называет "пугалкой", которая призвана отвадить депутатов от попытки быстрого снижения ЕСН. Сенатор говорит, что верхнюю планку налога можно снижать уже со следующего года до 25%.

А председатель комиссии по социальной политике РСПП Олег Еремеев уверен, что ставку ЕСН надо опускать не меньше чем до 24%. Но Шаталов утверждает, что снижение ЕСН не будет компенсировано ростом отчислений от легализации затрат. Он говорит, что это принесет в бюджет не более 30 млрд руб. Еремеев уверен, что отчисления на третий год после снижения ставки превысят дореформенный уровень. К тому же, по словам предпринимателя, фонды могут сэкономить $1 млрд, отказавшись от выплат, не имеющих отношения к страхованию.

Начать дискуссию