Учет займов и кредитов

Минфин разрабатывает закон о залоге движимого имущества

Власти активизируют усилия, чтобы добиться увеличения объемов кредитования малого бизнеса.

Власти активизируют усилия, чтобы добиться увеличения объемов кредитования малого бизнеса. С этой целью, как сообщил вчера директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин, в начале следующего года правительство планирует одобрить законопроект «О залоге движимого имущества». По мнению чиновников, этот закон должен стимулировать банки активнее кредитовать предпринимателей. Правда, у этой идеи есть и обратная сторона, по мнению экспертов, закон может увеличить бизнес-риски утраты имущества, вносимого в качестве залога.

Сейчас, по словам Саватюгина, документ дорабатывается и согласовывается со всеми заинтересованными ведомствами. Одним из его ключевых положений станет создание единого реестра залогов движимого имущества, в том числе имущества юридических лиц. Разработчики прилагают усилия, чтобы закон упростил нынешнюю систему взыскания залога банками и позволил увеличить объемы кредитования малого бизнеса.

Опрошенные «Бизнесом» эксперты называют законопроект полезным, хоть и опасаются ужесточения процедуры взыскания залогов. По словам министра правительства Москвы, руководителя столичного департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаила Вышегородцева, разрабатываемый закон расширит возможности кредитования малого бизнеса. «Сейчас движимое имущество не принимается банками в качестве залога при выдаче кредитов и тем более при выдаче бюджетных кредитов. Например, в бюджете Москвы на 2006 год на кредитование малых предпринимателей заложено 50 млн рублей, и если бы закон действовал, то эти деньги можно было бы использовать в качестве залога»,- отмечает чиновник.

Начальник управления кредитования Международного промышленного банка Алексей Злобин напоминает, что наличие у малого или среднего предприятия достойного залога в виде движимого имущества (оборудование, товары на складе) является одним из решающих факторов в принятии банком решения о предоставлении кредита. «Однако приходится сталкиваться с ситуациями, когда предприятие получает под залог одного и того же имущества кредиты в нескольких банках (так называемый «последующий залог»), не уведомляя их об этом. Эти действия не только нарушают кредитные договоры, но и закон, их можно классифицировать как мошенничество. Создание единого реестра заложенного движимого имущества способно решить эту важнейшую проблему»,- говорит банкир. По его мнению, было бы неплохо, чтобы новый закон решил и другие проблемы, связанные с корпоративным кредитованием. Например, вопрос идентификации залога, когда непросто доказать, что именно данное конкретное имущество является объектом залога. При невозможности отделить залог от другого имущества банк рискует его потерять.

У законопроекта есть и слабые места. Как отмечает эксперт «Деловой России» Андрей Неведеев, «Минфин взялся за очень неблагодарную работу, потому что одно из самых тяжелых согласований, которое надо пройти,- это согласование Минюста, и это согласование будет очень сложным, потому что затрагивает огромный пласт работы, связанной с деятельностью системы судебных приставов и исполнения судебных решений».

Зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев указывает на определенное возрастание рисков для получателей кредитов. «Сегодня получить кредит малым предпринимателям практически нереально, и закон наконец такую возможность им предоставит. Но при этом Минфин намерен ужесточить процедуру взыскания залогов. Естественно, что в этом случае риски малого бизнеса увеличиваются»,- говорит депутат.

Начать дискуссию