Законопроекты

Совет Федераций подкрался незаметно

Глава Минфина неоднократно заявлял о том, что проект бюджета-2006 поддерживают депутаты Госдумы и принятие документа пройдет гладко. Однако сенаторы Совета Федераций неожиданно заявили о том, что могут отклонить проект.

Заручившись поддержкой думского большинства по поводу бюджета-2006, правительство столкнулось с несговорчивостью сенаторов. Они грозятся отклонить главный финансовый документ страны, если не прояснят вопросы, возникшие при его детальном изучении. Совету Федерации вряд ли удастся завернуть бюджет, но Минфину все же придется объясняться с сенаторами, прогнозируют эксперты.

Сегодня Госдума примет в первом чтении проект федерального бюджета на 2006 г. Думское большинство — фракция “Единая Россия” уже объявила о своей готовности проголосовать “за”. “Мы разделяем ответственность с правительством за проект бюджета”, — говорит один из руководителей “Единой России”, вице-спикер Госдумы Олег Морозов. По его словам, все разногласия между правительством и его фракцией были сняты во время так называемого “нулевого чтения”: депутаты убедили Минфин повысить планку отчисления дополнительных доходов в стабилизационный фонд с $20 до $27 за баррель нефти Urals, увеличить прогноз средней цены до $40 за баррель и нарастить госрасходы — с 3685 млрд руб. до 4253 млрд руб.

Но на этом дискуссии вокруг бюджета не закончатся — свою лепту в разработку главного финансового документа страны решил внести Совет Федерации. Вчера бюджетный комитет Совета Федерации направил министру финансов Алексею Кудрину список вопросов, возникших у сенаторов при изучении расчета доходов бюджета. Как следует из имеющейся у “Ведомостей” копии этого письма, сенаторам непонятно запланированное в бюджете снижение собираемости налога на прибыль (с 97,7% до 90,3%). А также неясен расчет поступления дополнительных 28,5 млрд руб. налога на прибыль и 61,6 млрд руб. налога на добавленную стоимость (НДС), которые должны появиться в бюджете “в результате контрольных мероприятий налоговых органов”.

Удивляет членов бюджетного комитета и указанная в пояснительной записке гигантская сумма выпадающих доходов от “предоставления льгот” по НДС — 899 млрд руб. Они хотят знать, почему на возмещение компаниям НДС вместо нынешних 49% общей суммы собранного налога в бюджете-2006 предусмотрено лишь 42,8%. И отчего в расчетах поступлений от табачных акцизов цена на сигареты без фильтра снижена на 27,2% от расчетной цены бюджета-2005.

Сенаторы не забыли, что в июне Минфин, защищая в Госдуме поправки по налогу на прибыль, оценивал потери региональных бюджетов от этих изменений в 49,7 млрд руб. И теперь требуют объяснить, почему в бюджете-2006 эти потери усохли уже до 27,1 млрд руб. Зато ожидаемые доходы регионов от малого бизнеса удивительным образом выросли с прогнозируемых Минфином 1,5 млрд до указанных в проекте бюджета 7,7 млрд руб. Не понятно членам Совета Федерации, почему сборы регионов от подоходного налога в следующем году вырастут на 20,8%, от налога на имущество организаций — на 44%, а от налогов на малый бизнес и сельскохозяйственных производителей — сразу в 1,5 раза. Именно такие показатели значатся в расчетах бюджета.

“Мы не можем голосовать за бюджет, пока у нас нет необходимой информации для принятия решения, — сообщил "Ведомостям" председатель бюджетного комитета Совфеда, сенатор от Ростовской области Евгений Бушмин. — Поэтому мы будем добиваться содержательных ответов”. В Минфине от комментариев отказались. “Мы ответим по существу, когда подготовим всю необходимую информацию”, — объясняет чиновник Минфина. Но сенатор от Перми и член бюджетного комитета Татьяна Попова сетует, что “обычно Минфин отделывается дежурными объяснениями — дескать, вы просто считать не умеете”.

Алексей Макаркин из Центра политических технологий не думает, что сенаторы смогут серьезно препятствовать принятию бюджета, да и цели такой у них нет. Однако среди членов Совета Федерации очень много статусных фигур, которым совсем не хочется превращаться “в коллективный штамп”, объясняет придирчивость сенаторов эксперт. К примеру, сенатским бюджетным комитетом руководят сразу два бывших заместителя министра финансов — Евгений Бушмин и Владимир Петров. “Они хотят влиять на бюджетный процесс хотя бы лично, если на это не способна организация, в которой они трудятся”, — заключает Макаркин.

Светлана Иванова

Комментарии

1
  • Чебурах
    а почему "совет федерациЙ"???
    совет (кого? чего?) федерациИ