Хотя особые рекреационные зоны еще не узаконены, федеральные чиновники уже знают, где может появиться первый рай для туристического бизнеса. Администрации Иркутской области и Республики Бурятии просят правительство придать такой статус Байкалу. Эксперты говорят, что за право разместить ОЭЗ готовы биться и другие российские регионы.
Законопроект предполагает, что размер туристических зон должен быть ограничен территорией одного региона. Их резиденты в течение пяти лет смогут не платить налог на землю и имущество, получать госсубсидии на вложения в инфраструктуру.
По оценке Ростуризма, поток иностранных гостей в нашу страну в этом году снизился на 20%. Чтобы исправить положение, депутат Госдумы Юрий Барзыкин с полного одобрения правительства предложил создать особые экономические зоны (ОЭЗ) туристическо-рекреационного типа.
Законопроект Барзыкина еще не прошел первое чтение, а администрации Иркутской области и Бурятии уже представили правительству проект туристической зоны на озере Байкал. Они считают, что ОЭЗ должна охватывать 155 пунктов на территории двух регионов. Около 40 инвестпроектов предполагают вложение 6 млрд руб. из федерального бюджета и привлечение 21 млрд руб. частных инвестиций. В итоге число туристов на Байкале должно вырасти с нынешних 440 000 до 1,5 млн в 2010 г., в том числе российских — с 380 000 до 1 млн, иностранных — с 60 000 до 500 000.
Министру экономического развития Герману Грефу, облетевшему Байкал на вертолете и объехавшему несколько турбаз, увиденное и услышанное понравилось. Однако об ОЭЗ, по его словам, говорить преждевременно. “Пока не ясно, в каком виде появятся поправки в закон. Правильнее сформировать федеральную целевую программу развития Байкала”, — резюмировал он. Однако бюджет следующего года уже обсуждается в Думе, и Байкал попадет в перечень ФЦП, финансируемых не ранее 2007 г. По мнению руководителя Федерального агентства по ОЭЗ Юрия Жданова, не стоит терять время и лучше ориентироваться на создание ОЭЗ. А Барзыкин готов поправить свой законопроект, так чтобы одна ОЭЗ могла располагаться на территории двух регионов.
Зампред правительства Бурятии Баир Бальжиров считает, что ФЦП и ОЭЗ не исключают друг друга. Первый инструмент следует применить для улучшения экологии вокруг Байкала, а ОЭЗ будет работать на привлечение инвестиций в сферу туризма. А вице-губернатор Иркутской области Лариса Забродская говорит, что участвовать в строительстве горнолыжной базы, кемпингов и аквапарков уже изъявили желание австрийские, канадские и финские фирмы.
Замруководителя Ростуризма Анатолий Ярочкин называет Байкал одним из главных туристических брэндов страны. Вместе с тем он сомневается в возможности восьмикратного роста иностранных туристов за пять лет, смущает его и то, что среднегодовая загрузка гостиниц и турбаз составит всего 30%. “Либо не надо столько строить, либо надо пересмотреть число приезжающих туристов”, — замечает он. Не Байкалом единым могут прирастать российские ОЭЗ, убежден президент ВАО “Интурист” Николай Кокора. По его словам, получить особый статус наверняка захочет и Золотое кольцо, которое “находится в убогом состоянии с точки зрения автопарка, гостиниц, музеев”.
Чиновник правительства рассчитывает, что поправки Барзыкина будут рассмотрены Думой в ноябре. Он обращает внимание на парадокс: на еще не узаконенные ОЭЗ туристического типа есть “качественный претендент”, а на промышленные и технико-внедренческие ОЭЗ нет пока ни одной стопроцентной заявки.
Александр Беккер
Байкальский оффшор
Первая особая рекреационная зона появится на Байкале.
Начать дискуссию