Малый бизнес освободят от касс

Михаил Фрадков решил вернуться к проблеме применения предпринимателями контрольно-кассовой техники.

Премьер-министр поручил правительству рассмотреть возможность освободить плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) от обязанности использовать кассовую технику, а также предложил отменить требования налоговиков об оборудовании всех аппаратов электронной защищенной кассовой лентой (ЭКЛЗ).

«Отказ от применения контрольно-кассовой техники для плательщиков ЕНВД позволит сократить размер непроизводственных расходов малых предприятий и, как следствие, увеличить их инвестиционные возможности для собственного развития минимум на 4–7 млрд руб. ежегодно»,— обозначил цену вопроса президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов. «Возможность добровольного применения кассовой техники позволила бы предпринимателям как минимум сэкономить на ее покупке и установлении»,— подтверждает директор экономических программ «Деловой России» Андрей Неведеев.

Изучить возможность освобождения плательщиков ЕНВД от применения ККТ Михаил Фрадков поручил министру финансов Алексею Кудрину и главе МЭРТ Герману Грефу в конце прошлой недели. Эксперты это предложение поддерживают, правда, напоминают, что правительство в случае отмены обязательного использования ККТ может ввести единую форму документа, в котором будет фиксироваться момент покупки товара и его цена. «Это нужно для того, чтобы права потребителей не нарушались, чтобы покупатель имел возможность вернуть некачественный товар»,— говорит Андрей Неведеев. Таким документом, например, может стать приходный ордер с печатью организации.

Но еще большее удовлетворение у бизнеса вызвала другая инициатива премьера: Михаил Фрадков предлагает ограничить налоговиков в праве требовать установки шифровальных средств защиты информации на кассовых аппаратах. В частности, главы экономических ведомств уже получили от премьера поручение рассмотреть вопрос о целесообразности применения ЭКЛЗ.

Напомним, с 1 октября 2004 года налоговые органы регистрируют кассовые аппараты только при наличиив них таких лент. В результате за истекший год издержки предпринимателей сильно возросли, так как стоимость кассовых аппаратов и их обслуживания увеличилась вчетверо, а сбои в работе кассовой техники удвоились («Бизнес» подробно рассказывал об этом). «Перевооружение ККТ привело к ее многократному удорожанию, а также к возрастанию стоимости технического обслуживания»,— подтверждает Сергей Борисов. По его словам, увеличение затрат наиболее сильно отразилось именно на малых предпринимателях и в особенности на плательщиках ЕНВД. «Между тем такая фискализация доходов совершенно неоправданна, поскольку не влияет на размер подлежащих зачислению в бюджет налоговых платежей»,— говорит Сергей Борисов, напоминая, что размер ЕНВД зависит не от выручки, которую получил предприниматель.

Предприниматели и раньше неоднократно обращались в правительство с просьбой отменить обязательное применение кассовых аппаратов для «вмененщиков». В частности, в марте этого года «Деловая Россия» направила Михаилу Фрадкову письмо, которое подробно объясняло необходимость отмены ЭКЛЗ. Кроме того, что внедрение ЭКЛЗ принесло бизнесу одни лишь убытки, предприниматели привели еще один вполне резонный довод.

«Внедрение системы ЭКЛЗ произошло исключительно на основании внутреннего письма ФНС, а официального решения об исключении из госреестра кассовых аппаратов без ЭКЛЗ не было. Так что обязательное внедрение ЭКЛЗ противоречит всем правовым нормам»,— считает юрист «Роскасса» Сергей Докучаев.

Очевидно, ситуация накалилась настолько, что 6 октября «ОПОРА РОССИИ» направила вице-премьеру Александру Жукову обращение с просьбой ввести принцип добровольности в законодательство о применении ККТ. Кроме того, предприниматели грозились подать иск в Конституционный суд, если правительство не возьмется за решение этой проблемы.

Теперь, возможно, удастся обойтись и без суда. «Главное, чтобы поручения, которые Михаил Фрадков дал министрам, были не показными, а привели к положительному для бизнеса результату, ведь правительство уже не в первый раз пытается решить эту проблему»,— заключает Андрей Неведеев.

ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Начать дискуссию