НДС

"Ведомости": 13%. Удачная цифра

Премьер Михаил Фрадков, не посоветовавшись ни с одним из министров экономического блока, предложил снизить НДС с 18% до 13%

ремьер Михаил Фрадков, не посоветовавшись ни с одним из министров экономического блока, предложил снизить НДС с 18% до 13%. И не просто предложил, а поручил Минфину и Минэкономразвития оперативно подготовить и прислать в правительство все необходимые для этого документы.

Цифра 13% прекрасна во всех отношениях. Во-первых, это гораздо меньше, чем в любой из стран Евросоюза (для них нижний порог ставки НДС законодательно установлен на уровне 15%). Самый высокий налог — 25% — действует сейчас в Швеции, Дании и Венгрии. В Польше и Финляндии предприниматели платят 22%, в Португалии, Бельгии и Ирландии — 21%, в Италии, Австрии и Словении — 20%, а максимально низкую 15%-ную ставку ввели только бывшие офшоры Кипр и Люксембург. Правительства остальных стран ЕС не спешат реформировать самый стабильный и собираемый налог, так что у России есть все шансы опередить всех (принесет ли это плоды в виде ускоренного экономического роста и что будет с бюджетом — уже другой вопрос).

Во-вторых, НДС в России и, например, в Финляндии — это два разных налога. Финский возмещается предпринимателям строго по расписанию и не создает проблем с нехваткой оборотных средств, а за российским нужно регулярно ходить в суды (причем как минимум в три инстанции). Поэтому финские бизнесмены переносят 22%-ную ставку вполне стоически (страна третий год подряд лидирует в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума, который составляется на основе опросов инвесторов). А российские просят президента и правительство снизить налог при каждом удобном случае. Наконец, введение единой 13%-ной ставки может стать шагом на пути к замене НДС налогом с продаж, которую активно лоббирует, например, руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович.

Наконец, цифра 13 явно приносит правительству удачу — во всяком случае, 13%-ная ставка подоходного налога уже несколько лет является не только предметом гордости авторов налоговой реформы, но и предметом зависти иностранных инвесторов, и разговоры о пользе российского опыта ведутся сейчас не только в Европе, но и в США.

Проблема только в том, что сделать смелый и красивый жест Фрадкову, вероятнее всего, никто не даст. Потому что нельзя одновременно снижать налоги, создавать инвестфонд, повышать зарплаты бюджетникам и вкладывать миллиарды в “национальные проекты”. И потому, что снижение ставки до 13% невозможно без унификации налога, т. е. без повышения льготной ставки, по которой облагаются социально значимые товары, с 10% до 13%. А это наверняка приведет к нежелательному в предвыборный год росту цен на продукты и лекарства. Другое дело, что с льготной ставкой НДС тоже не все так просто. Ею, например, облагаются все соки и нектары, “рекомендованные для детского питания”, то есть примерно 2/3 выпускаемых в стране. Получается, что государство в завуалированной форме субсидирует вполне процветающую отрасль и из-за этого не может снизить налог для всех остальных. Может, стоит все-таки повнимательнее прислушаться к тому, что нам говорит премьер-министр?

Начать дискуссию