Как добиться консультации от налоговика

Разъяснять налоговое законодательство - святая обязанность налоговиков, гласит статья 32 НК РФ. Между тем в реальной жизни налогоплательщику не так-то часто удается "раскрутить" фискалов на комментарии, особенно официальные.

Екатерина БОРЗОВА

Разъяснять налоговое законодательство - святая обязанность налоговиков, гласит статья 32 НК РФ. Между тем в реальной жизни налогоплательщику не так-то часто удается "раскрутить" фискалов на комментарии, особенно официальные. Однако в ближайшее время во всех столичных инспекциях должны появиться новые отделы - по работе с налогоплательщиками*. В такие отделы как раз и должны, по идее, обращаться за консультациями все те, кто заплутал в налоговых дебрях. Но получит ли бухгалтер реальную помощь от свежеиспеченных подразделений? И как будет строиться их общение с налогоплательщиками? За ответами на эти вопросы корреспондент "УНП" отправился в ИМНС № 22, 33 и 37, в которых новая структура уже внедрена.

Прежде всего заметим, что спецотделы работают по обычному графику инспекций. То есть распахнуть двери для посетителей они готовы только по приемным дням - во вторник и четверг. В неприемные дни общение с народом идет по телефону, хотя, как нам пояснили в ИМНС № 22, устный комментарий пригодится налогоплательщику разве что для развития кругозора, потому что использовать такой совет в качестве официального ответа инспекции не получится. Также не рассчитывайте воспользоваться подсказкой консультанта из другой налоговой инспекции. "Во-первых, никто вам в другой инспекции помогать не будет, - усмехнулась сотрудница из ИМНС № 33, - во-вторых, вы же все равно будете сдавать документы нам, не лучше ли сразу узнать, что мы думаем по вашему делу?"

По словам бухгалтеров, с которыми корреспондент "УНП" побеседовал в инспекциях, общение с новыми отделами пока не стало привычным. "Я ни о чем их еще не спрашивала, и вообще, вопросы всегда задают они, а нам приходится отдуваться", - насупилась девушка в ИМНС № 37. "Я теорией как-то не интересовалась, глобальные вопросы не задавала, а по отчетности мне инспектор все объясняет, когда проводит камеральную проверку", - устало отмахнулась пожилая бухгалтер в ИМНС № 22. Но ее соседки с интересом прислушались: "Мы все вопросы задаем налоговому инспектору, а что, можно еще как-то разузнать о требованиях инспекции? А разве можно задать свои вопросы, не называя фирмы?"

Кстати, на этот вопрос инспекторы с редкостным единодушием отвечали: нет. Саму процедуру консультации нам очень подробно описали в ИМНС № 22. Организация может подать письменную заявку: на фирменном бланке излагается суть вопроса в произвольной форме. Эпистолу надо адресовать начальнику инспекции, при этом в шапке документа необходимо указать ИНН и КПП организации. "Но ведь получается, что мы сами себя разоблачаем, - недоверчиво прищурилась бухгалтер в 37-й инспекции. - Был у меня один знакомый, который так накликал себе на предприятие выездную проверку, по-моему, лучше самим разобраться". Налоговики с такой постановкой проблемы не согласились: "Все зависит от того, какой вопрос вы зададите. Но вообще-то если фирма не занимается махинациями, о чем свидетельствует ее вопрос, то бояться совершенно нечего," - заверили нас в 33-й инспекции.

Запрос подается в канцелярию, по почте или лично. Несложные вопросы решаются в инспекции, более серьезные перешлют в городское управление. Сколько времени займет ответ в этом случае - никто не берется сказать, но если вопрос останется в инспекции, то на него обещают откликнуться в месячный срок.

Но главная особенность нового отдела по работе с налогоплательщиками - это все же личное общение (а письменные запросы вообще-то обязаны принимать все налоговые инспекции). К примеру, в функции отдела входит разъяснение порядка заполнения деклараций, порядка уплаты налогов, требований для проведения сверки состояния расчетов с бюджетом. Однако не так-то просто дождаться аудиенции у инспектора. В ИМНС № 37, где такой отдел работает уже давно, стоят внушительные очереди. При этом в одной очереди томятся физические и юридические лица, и проскользнуть со словами "у меня только маленький вопросик" не удастся. В инспекциях № 33 и 22 отделы работают с начала июля, поэтому очередей пока нет, но в кабинет попасть можно только с милостивого разрешения охранников, которые запускают в коридоры инспекции по одному человеку.

И все же: устных или письменных вопросов ждут новые отделы от налогоплательщика? Все опрошенные инспекторы склоняются ко второму варианту. Во-первых, удержать все нюансы законодательства в голове одного инспектора невозможно. Во-вторых, при устном общении вас могут неправильно понять, ответить не на тот вопрос. В-третьих, на письменный вопрос и письменный ответ налоговиков можно сослаться в суде.
* -Появление таких подразделений утверждено приказом УМНС России по г. Москве от 12.02.03 № 31. Подробнее о новой типовой структуре инспекций см. "УНП" № 23, 2003, стр. 1 московской вкладки. См. также стр. 2 федерального выпуска "УНП" "Консультантам нужен баланс".

Начать дискуссию