До последнего времени не было ясности в том, как облагаются НДС экспортные операции с компьютерными программами (и иными записями) на материальных носителях. При экспорте товаров НДС, разумеется, возмещается, но налоговые органы утверждали, что в случае с программами предметом сделок являются лишь права на них. Судебная практика до сих пор складывалась в основном в пользу налогоплательщиков, однако федеральный прецедент, созданный недавно президиумом Высшего арбитражного суда, все изменил радикально.
Суть спора сводится к следующему. Если признать экспортируемые диски или кассеты товаром, то в этом случае возникает объект обложения НДС, однако применимая ставка составляет 0%. При этом НДС, уплаченный поставщикам в связи с приобретением или производством программ, возмещается. Если же при вывозе программ на материальных носителях речь идет лишь о передаче имущественных прав на программы, то товара нет.
Соответственно, ставки 0% нет, и НДС не возмещается.
Федеральный арбитражный суд Московского округа ранее в постановлении по делу «Ратник-Видео против ИМНС №19 по ВАО г. Москвы» признал экспортируемые видеокассеты, аудиокассеты, компьютерные, видео- и музыкальные компакт-диски товаром, поскольку они удовлетворяют определению товара, содержащемуся в п. 3 ст. 38 Налогового кодекса России («любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации»). К аналогичному выводу пришел и ФАС Поволжского округа в деле «Лаборатория информационных систем „Венсис” против МИМНС №7 по Самарской области». Последнее дело дошло до президиума Высшего арбитражного суда. А он все ранее состоявшиеся решения отменил, поскольку счел, что при передаче права на использование программы то, что программа передается на материальном носителе, значения не имеет. В любом случае речь идет о передаче имущественных прав, а не товара.
Этого вполне достаточно для вывода о том, что при продаже дисков с программами за границу НДС не возмещается.
Но попутно президиум разрешил еще одну сложную проблему. Дело в том, что относительно имущественных прав кодекс не содержит оговорки об их обложении НДС только при операциях на территории России. Президиум ВАС ограничил обложение имущественных прав НДС территорией России, указав, что место передачи следует определять по месту нахождения покупателя. Теперь окончательно ясно, что операции с товарными знаками, лицензиями, любыми имущественными правами облагаются налогом при передаче прав в Россию, но не из России. В случае же вывоза программ на дисках покупатель находится вне России — следовательно, как указал суд, объекта обложения нет, и НДС не возмещается.
В принципе эта позиция может быть применена и к видео- и аудиоматериалам, что не может не затронуть интересы правообладателей, экспортирующих их в СНГ. В то же время позиция суда, вероятно, еще может быть смягчена.
В этом деле речь шла об экспорте программ на единичных дисках, т. е. с ничтожными материальными затратами. При экспорте же партии дисков или кассет сами экспортируемые носители (а это уже вполне себе товары) вряд ли следует сбрасывать со счетов— и НДС по этим носителям можно попробовать возместить. Кроме того, совсем иначе должен решаться вопрос при исполнении производителем дисков простых заказов на изготовление этих самых дисков с записями и их поставку за границу.
НАТАЛЬЯ ВАРНАВСКАЯ
Президиум ВАС отказал экспортерам программ
До последнего времени не было ясности в том, как облагаются НДС экспортные операции с компьютерными программами (и иными записями) на материальных носителях.
Начать дискуссию