ВЭД

"Бизнес": Таможня сделала Москву неконкурентоспособной

Федеральная таможенная служба (ФТС) рапортовала об успехах в борьбе с контрабандой мобильных телефонов

Напомним, что Клерк.Ру вчера сообщал о том, что таможенники отчитались о своих успехах на ниве борьбы с "серыми" схемами ввоза в Россию мобильных телефонов. Сегодня газета "Бизнес" публикует комментарии экспертов на эту тему.

Напомним, что согласно обнародованным вчера данным, ежемесячный легальный ввоз телефонов увеличился с 1,8 млн до 3,1 млн штук, а средняя декларационная стоимость одного телефона повысилась с $24 до $135.

Впрочем, в фокусе пристального внимания таможенников оказались главным образом московские продавцы аппаратов, а их коллеги из Санкт-Петербурга продолжали ввозить «трубки» по «серым» схемам.

Свой успех ФТС объясняет взаимодействием с 34 компаниями—производителями бытовой техники и мобильных телефонов, предоставившими прайс-листы для контроля таможенной стоимости.

«Использование этой информации позволит организовать контроль таможенной стоимости товаров на ассортиментном уровне и существенным образом повысит собираемость таможенных платежей»,— отмечают таможенники.

По данным ФТС, в августе 2005 года в Россию официально было ввезено 1,8 млн мобильных телефонов. А уже в октябре их было задекларировано 3,1 млн штук. Средняя стоимость, по которой декларируются телефоны, выросла за три месяца с $24 до $135 за один аппарат. В ФТС подчеркивают, что после получения таможенными органами информации производителей о стоимости мобильных телефонов за три недели сентября 2005 года удалось дополнительно перечислить в федеральный бюджет более 430 млн руб. Данные за октябрь в ФТС не раскрывают.

Таким образом, борьба с «серым» импортом телефонов, начавшаяся в середине августа, приносит плоды. Впрочем, участники московского рынка в анонимных беседах дают понять, что в регионах «серый» рынок хотя и уменьшился с 90% на 10–30%, но все еще жив. ВМоскве процент «серости» остался на докризисном уровне, который оптимистично оценивается дилерами в 20%. «Пока таможня занималась московскими дилерами, в Питере получали сверхприбыли. И сейчас тамошние компании, особенно мелкие, оставшиеся вне зоны внимания ФТС, продолжают ввозить их по старой схеме»,— не без досады сообщил представитель крупного московского продавца телефонов.

В питерской компании «Ультрастар» говорят, что августовский кризис ударил по всем компаниям. «Возник дефицит товара, и оптовые цены значительно выросли, потянув за собой розницу»,— говорит директор по маркетингу сети салонов «Ультра» Дмитрий Карманов. «Цены в октябре—ноябре существенно не выросли.

Пик роста пришелся на август—сентябрь — в среднем на 25%, затем цены были скорректированы на 3–4%»,— говорит управляющий партнер группы компаний Divizion Павел Караулов. Несмотря на активный процесс «обеления» рынка, утверждает он, каналы «серого» ввоза не исчезли. «Московские компании поставлены в неконкурентные условия. Надеемся, что совместные усилия дилеров и госструктур изменят ситуацию»,— говорит он. Подобной точки зрения придерживаются и в «Евросети». «Изменение правил ввоза в меньшей степени затронуло мелких импортеров из северо-западного региона. Ситуация, при которой фактически не осуществляется контроль над мелкими компаниями, создает ненормальную ценовую конкуренцию»,— констатирует пресс-секретарь «Евросети» Татьяна Гуляева.

Аналитик MRG Эльдар Муртазин задается риторическим вопросом: «Почему ФТС обнаружила нелегальный товар в московском регионе, но не увидела его в Санкт-Петербурге?» Муртазин поясняет, что компании, работающие в Санкт-Петербурге, ввозили телефоны по старым правилам «игры с таможней», согласно которым за каждый аппарат платили по 10% от его стоимости. «Сентябрь и октябрь были золотым временем для питерских. У одной из компаний мы отметили рост закупок в три с половиной раза»,— говорит Муртазин. И добавляет, что в это же время лидеры московского розничного рынка уплачивали пошлину в 26–29% от стоимости аппарата, включая доставку.

Начать дискуссию