Право

Россия — рекордсмен по «откатам»

За последние два года 49% российских компаний стали жертвами экономических преступлений.

За последние два года 49% российских компаний стали жертвами экономических преступлений. При этом средняя сумма ущерба от различного рода мошенничества составила $3,1 млн на одну пострадавшую компанию. Такой вывод содержится в обзоре экономических преступлений за 2005 год, проведенном компанией PricewaterhouseCoopers и специалистами немецкого университета Мартина Лютера.

В ходе исследования были опрошены представители 3634 компаний из 34 стран, в том 75 компаний из России. В результате опроса выяснилось, что жертвами экономических преступлений стали 1127 компаний, потерявшие из-за мошенников более $2 млрд за последние два года. При этом число компаний, сообщивших о понесенных ими из-за действий мошенников убытках, увеличилось на 50% по сравнению с аналогичным опросом, проведенным в 2003 году. По мнению авторов исследования, такую динамику можно объяснить повышением качества отчетности о противоправных действиях в связи с ужесточением законодательства: оно требует от компаний большей прозрачности.

При проведении исследования об имевших место противоправных действиях и мошенничестве сообщили 45% опрошенных компаний. Сумма ущерба, понесенного ими от «поддающегося оценке мошенничества», то есть экономических преступлений, приводящих к незамедлительным и прямым финансовым потерям, составила в среднем $1,7 млн на компанию.

В России оба этих показателя выше: 49% компаний сообщили, что стали жертвами экономических преступлений за последние два года, а средний ущерб составил $3,1 млн, что в два с половиной раза больше среднемирового показателя.

«Это только верхушка айсберга»,— утверждает партнер, руководитель группы по независимым финансовым расследованиям PricewaterhouseCoopers Рик Хелсби. Не все преступления такого рода раскрываются, и не обо всех из них публично сообщается. Симптоматично, что в 2003 году вообще ни одна из опрошенных российских компаний не проинформировала о выявленных у нее фактах мошенничества.

По мнению авторов исследования, у экономических преступлений в России есть ряд особенностей. В частности, финансовые правонарушения в 50% случаев совершают топменеджеры компаний, в то время как во всем остальном мире этим грешит средний менеджерский (77%) и рядовой персонал (63%).

Правда, портрет среднестатистического мошенника схож во всем мире: в 90% случаев это мужчина в возрасте от 31 до 40 лет, имеющий высшее образование или академическую степень. Примечательно, что преступники из России более образованны: 78% из них имеют высшее образование, в то время как, например, в Центральной и Восточной Европе этот показатель составляет 41%, а в мире— 34%.

Более всего компании в России опасаются коррупции и взяточничества: 34% респондентов упомянули именно этот вид правонарушений. На практике же компании чаще всего страдают от использования служебного положения в личных целях — 62% жертв экономических преступлений пострадали именно от этого вида мошенничества. «Речь идет об обычных „откатах”, когда, например, высокопоставленный менеджер лоббирует интересы определенного субподрядчика, за что и получает от него некое вознаграждение»,— расшифровала этот тезис главбух строительной компании, попросившая не называть ее имени.

Еще одной особенностью России является отсутствие эффективных методов обнаружения внутренних экономических злоупотреблений. «Как правило, компании случайно обнаруживают факты мошенничества»,— объяснил Рик Хелсби. Но если во всем мире главную роль в борьбе с экономическими правонарушениями играет внутренний аудит (на него ссылаются 26% компаний), то в России этот механизм помог выявить мошенничества лишь в 7% опрошенных компаний. Большая же часть нарушений выявляется случайно. Отказ от активного использования возможностей внутреннего аудита кажется тем более странной, что в России в 74% случаев вернуть похищенные средства почти невозможно.

Начать дискуссию