Сорок пять суток ареста

Руководитель ФСФМ Виктор Зубков придумал, как бороться с фирмами-однодневками, через которые бизнес обналичивает деньги, оптимизирует налоги и отмывает незаконные доходы.

Руководитель Федеральной службы финансового мониторинга (ФСФМ) Виктор Зубков придумал, как бороться с фирмами-однодневками, через которые бизнес обналичивает деньги, оптимизирует налоги и отмывает незаконные доходы. Служба собирается блокировать счета компаний, подозреваемых в отмывании, на срок до 45 дней. Аналитики полагают, что этого срока может хватить, чтобы уничтожить и нормально действующую компанию, а расширение полномочий финансовой разведки может подорвать доверие предпринимателей к власти.

Руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Анатолий Сердюков утверждает, что ежедневно в России регистрируется 1,5 тыс. новых фирм, а 50% из них — однодневки, используемые для налоговой оптимизации. Первый заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Валерий Мирошников отмечает, что, кроме того, однодневки существуют для обналичивания денег, вывода активов и других операций. «Обычно такие компании регистрируются на людей, которые не знают об их существовании или не могут отвечать за свои действия»,— говорит он. «У таких компаний все фиктивное, кроме счета»,— называет еще один признак однодневок Виктор Зубков. Теперь ФСФМ придумала способ победить однодневки.

Вчера Зубков предложил дать финансовой разведке право блокировать на 45 суток счета компаний, подозреваемых в отмывании преступных доходов.

По его словам, такая практика существует в ряде стран Евросоюза. Если деньги зависнут на счете фирмы-однодневки, то за этими деньгами никто не придет, уверен чиновник.

Зубков не рассказал, как именно следует изменить законодательство, чтобы дать его службе право блокировать счета. А представитель Минфина заверил «Бизнес», что впервые слышит о такой инициативе финансовых разведчиков. Валерий Мирошников называет идею ФСФМ оправданной.

«Если через баланс компанииоднодневки ежедневно проходит несколько миллиардов рублей, это должно вызывать ответную реакцию государства»,— полагает он. А чтобы количество однодневок сокращалось еще быстрее, Мирошников предлагает также ужесточить процедуру регистрации фирм.

Сначала года государство активно борется с уклонением от уплаты налогов и, в частности, с обналичиванием денег.

С января 2005 года ЦБ отозвал более 15 лицензий у банков за нарушения закона о противодействии легализации преступных доходов. Весной-летом активную борьбу с «обналичкой» и отмыванием денег начали вести силовые ведомства, которые провели выемки документов в нескольких десятках банков. В результате совместных усилий ЦБ и силовиков стоимость операций по «обналичке» выросла с 1,5% от суммы в мае до 1,9-2,1% в сентябре. В октябре тарифы выросли до 4–6%, однако затем, по словам банкира, пожелавшего сохранить анонимность, ставки снова упали до 2,5–3%.

Предприниматель, пожелавший остаться неназванным, полагает, что появление у ФСФМ права блокировки счетов вновь увеличит ставки на рынке черного нала. По его словам, сейчас они составляют 3–4% от суммы. Борьба государства с этим рынком привела к тому, что количество банков, участвующих в обналичивании через фирмы-однодневки, сократилось, а действующие операторы иногда задерживают поставку наличных в конце месяца, когда предприятия предъявляют повышенный спрос на наличные. Если ставки будут расти, индивидуальным предпринимателям и мелким компаниям будет выгоднее работать легально.

Однако у этой инициативы есть и обратная сторона. Если основанием для блокировки денег компании будут только подозрения ФСФМ, это повредит бизнесу, уверен директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «45 суток — это большой срок, для многих предприятий этого будет достаточно, чтобы они прекратили существование»,— уверен он. Даже если срок будет меньше, арест счетов чреват значительными убытками, жалуется представитель небольшой компании, продающей компьютерную технику.

ФСФМ пытается получить слишком широкие полномочия, полагает председатель экспертного совета бюджетного комитета Думы и эксперт ассоциации «ОПОРА России» Михаил Орлов. По его словам, служба и без этого «имеет огромные возможности для борьбы с отмыванием доходов и „обналичкой”». Николаев полагает, что предложение Зубкова прозвучало в неподходящий момент, когда «отношения между бизнесом и государством оставляют желать лучшего». По его мнению, реализация идеи Зубкова обострит проблему доверия к власти.


ЮРИЙ ВЕРЕТЕННИКОВ
МАРИЯ СЕЛИВАНОВА

Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    Дважды в этой статье упомянута "налоговая оптимизация". И оба раза - имелось в виду "сокрытие налогов", судя по контексту. Кто не понимает этого - тот, кто пишет, или тот, кто говорит? Надеюсь, что первое.