Частная инициатива в России остается на катастрофически низком уровне, и государство до сих пор не может сформировать целостную политику по поддержке начинающих предпринимателей. Об этом в ходе презентации результатов исследовательского проекта «Факторы стимулирования предпринимательства в России и мире» заявил председатель попечительского совета организации «Опора России», вице-президент Сбербанка России по развитию малого бизнеса Сергей Борисов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
«Все опросы малого бизнеса в России свидетельствуют, что главная его проблема бизнеса - это не административные барьеры или коррупция (хотя это тоже очень серьезные преграды), - отметил Сергей Борисов. - Главная проблема - это дефицит кадров. 47% опрошенных нами малых предпринимателей говорят, что у них физически не хватает тех кадров, с которыми можно вести дело».
«Проблема дефицита кадров усугубляется низкой предпринимательской активностью россиян, - напомнил Борисов. - По данным международного исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor), лишь немногим более 2% россиян изъявляют желание открыть свое частное дело. Этот показатель у нас один из самых низких в мире, поэтому нам очень важно, чтобы тема предпринимательства формировалась в сознании людей загодя, начиная еще со школы. У наших ближайших соседей - Польши, Литвы , Румынии - отдельные курсы обучения предпринимательству являются обязательными. В 14 странах Евросоюза основы предпринимательства являются обязательным школьным предметом, в ряде стран даже сдают по нему ЕГЭ. Я сам видел в Великобритании отличный учебник.
Эти навыки должны быть у всех, станешь ты бизнесменом в будущем или нет. Ты находишься в этой среде и ты должен понимать, что предприниматели - это носители культуры, экономических решений. Это занятость, это гибкость экономики и так далее.
В отдельных странах есть интересная практика поддержки в этом плане отдельных социальных групп. К примеру, во Франции и Финляндии действует правовой статус «студент-предприниматель», дающий молодым людям определенные преференции. В США есть специальная программа для отставных военных со льготами при госзаказах. Там же есть программа для женщин.
У нас чуть больше 20% предпринимателей знают о реальных мерах государственной поддержки - мы выявляли это в «Индексе Опоры». Нам нужно объяснять людям и пропагандировать - ты можешь получать помощь отсюда, отсюда, отсюда и так далее. Нет у нас на этот счет целостной государственной политики - у Минэкономразвития одна программа, у Минпрома другая, у Минздрава третья. Есть программа ВЭБ, МСП и так далее. А вот связать все вместе, сделать удобный интерфейс - пока этого, к сожалению, нет».
Начать дискуссию